Анализ стихотворения Заболоцкого «Дурная девчонка

Н. Заболоцкий считал, что по-настоящему красивым человека делает чистая душа. Первоначально эта идея была воплощена в стихотворении «Дурная девчонка», где автор ставит вопрос о том, что важнее: внешняя красота или духовная чистота. Работа изучается в 8 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Дурнушки» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение написано в 1955 году; поэту было предложено написать строки из реальных событий.

Тема стихотворения – красота человеческой души, человеческая жестокость.

Композиция — Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно разделено на смысловые части: портрет маленькой девочки и мысли о ее будущем.

Жанр: элегия.

Поэтический размер – написан пятистопным ямбом; В произведении представлены все виды рифмы, но доминирует кольцевая АББА.

Метафоры — «чужая радость, так же как и ее собственная, терзает ее и вырывается из сердца», «объятая счастьем бытия», «это чистое пламя, горящее в глубине ее, одно преодолеет всю ее боль», «инфантильная грация души».

Эпитет — «тонкая рубашка», «кольца с рыжеватыми завитками», «длинный рот», «кривые зубы», «острые и некрасивые черты лица», «бедная некрасивая девочка».

История создания

История создания произведения «Дурнушка» такова. Однажды в одном из московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из группы детей своим некрасивым лицом, но поэта пленила непосредственность ребенка. Увиденное отразилось в стихотворении, написанном в 1955 году, за три года до смерти поэта. Работа относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и передает мысль о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушку, и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие вьющиеся волосы беспорядочно падают ей на плечи. Деталь «тонкая рубашка, заправленная в трусы» свидетельствует о том, что семья малыша живет неблагополучно. Девушка еще не понимает, что она некрасива. Она резвится с мальчиками своего возраста, не обращая внимания на то, что друзья часто о ней забывают. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому умеет искренне делиться радостью других. Внутренняя чистота завораживает поэта.

Однако это очарование омрачается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: когда вырастет, девочка станет объектом насмешек. Красивые друзья сочтут ее некрасивой. Тем не менее у поэта есть надежда, что ее чистое сердце не сломается под натиском человеческой жестокости, а «чистое пламя» ее душа сможет растаять, несмотря на невзгоды. Он уже изучает героин «благодать души для младенцев».

Последние стихи выражают основную мысль и придают проблеме красоты общий смысл. Недаром автор заканчивает произведение вопросительными предложениями. Они заставляют читателя задуматься и требуют от него ответа.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. Оно условно разделено на смысловые части: портрет маленькой девочки и мысли о ее будущем. Формальная композиция произведения соответствует смысловой: оно состоит из двух строф.
Поэтический размер – пятистопный ямб. Автор использовал все виды рифм, но преобладает кольцо ABBA. В стихотворении присутствуют мужская и женская рифмы.

Жанр

Произведение написано в жанре элегии, поскольку автор размышляет над вечной проблемой. В стихах преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему, передать идею и создать образ девушки-лягушки, Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте присутствуют эпитеты – «тонкая рубашка», «кольца с рыжеватыми завитками», «длинный рот», «кривые зубы», «острые и некрасивые черты лица», «бедная некрасивая девочка» и метафоры – «чужая радость, так же как и ее собственная, мучает ее и вырывается из сердца», «объятая счастьем бытия», «это чистое пламя, горящее в глубине ее, одно преодолеет всю ее боль», « инфантильная грация души».