Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством этого является стихотворение «Не то, что ты думаешь, природа». Подробно анализируется учащимися старших классов средней школы, а в 4 классе рекомендуется для внеклассной работы. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Не то, что вы думаете, природа» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.
Композиция — По смыслу произведение разделено на две части: рассказ о душе природы и размышления о жизни людей, не умеющих понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 четверостиший, в первоначальном варианте их было 8.
Жанр: элегия.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «в нем есть душа, в нем свобода», «лучи не падали в их души, весна не цвела в их груди», «леса не говорили».
Эпитет – «не слепок, не бездушное лицо», «место рождения», «чужие силы», «неземные языки», «дружеская беседа».
Сравнение – «они живут в этом мире, как во тьме».
История создания
Ф. И. Тютчев написал стихотворение «Не то, что ты думаешь, природа» в 1836 году. Поэт считал, что природа никому и ничему не подвластна. Эта позиция отражена в работе. Цензор посчитал такие мысли неприемлемыми, поскольку они противоречили точке зрения церкви. Так две строфы (вторая и четвертая) были «выброшены» из текста. Н. Сушков попытался восстановить недостающие детали. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строк.
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева полагают, что поэт создал стихотворение под впечатлением произведения Батюшкова «В глуши лесной радость…». Впервые творение Тютчева было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 году.
Тема
Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Этот образ был воссоздан также Ф. И. Тютчевым. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, ее души. Главными героями произведения являются природа, природные явления и люди, не умеющие слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.
В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Всё равно развивается «внешние, чужие силы»
.
Четвертое четверостишие начинается строкой «Они не видят и не слышат».
Остается только догадываться, кто такие «они», поскольку предыдущая строфа была удалена цензурой. Скорее всего, за этим изображением скрываются те, для кого природа чужда и равнодушна. Лирический герой сравнивает жизнь таких людей с тьмой. Они не впускают в душу весну и лучи, не верят, что и в море есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «В их присутствии леса не говорили, и ночь в звездах молчала».
В последних стихах автор посредством метафоры доказывает, что даже мать не сможет помочь таким людям, если они сами не захотят измениться.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения проста. Содержание разделено на две части: рассказ о душе природы и размышления о жизни людей, не умеющих понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 четверостиший, в первоначальном варианте их было 8. Удаление строф исказило смысл. Их отсутствие сложно не заметить, поэтому при печати работы на их месте расставляются точки.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. Строки соединены перекрестной рифмой АБАБ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – элегия. Поэт размышляет над вопросом, который мучил и продолжает мучить умы многих писателей и философов.
Средства выразительности
Ф. И. Тютчев создал образ природы художественными средствами. Они также являются инструментом для передачи идеи. Метафоры играют ключевую роль: «в нем есть душа, в нем свобода», «лучи не падали в их души, весна не цвела в их груди», «леса не говорили»
. В набор метафор входят и персонификации, позволяющие очеловечить природу и природные явления. Эпитет придает выразительность философским мыслям: «не слепок, не бездушное лицо», «место рождения», «чужие силы», «неземные языки», «дружеская беседа»
и сравнение – «Они живут в этом мире как во тьме
».
Интонация также привлекает внимание. В произведении автор использовал риторические вопросы и восклицания. Они помогают передать чувства лирического героя и подчеркнуть самое главное. Например, последнее четверостишие, выражающее главную мысль, состоит из трёх восклицаний.
Комментирование закрыто