Философские тексты занимают почетное место в творчестве Н. Заболоцкого. В стихотворении «Не ленись душе своей» поэт говорит о том, как важно духовно развиваться и воспитывать свою душу. Приглашаем вас ознакомиться с кратким разбором «Не ленитесь душой» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса.

Краткий анализ

История создания – была написана в 1958 году незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, советы подрастающему поколению.

Композиция — Произведение не разделено на части, все строки являются продолжением первого тезиса: «Не давай душе твоей лениться!» Формально стихотворение состоит из шести четверостиший.

Жанр – сообщение.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «душа должна работать», «гнать ее из дома в дом», «она без жалости сорвет с тебя последнюю рубашку», «держать ленивую девушку в черном теле».

Эпитет — «утренняя звезда», «живи.. как человек».

Фразеологизмы — «фунт воды в ступе», «держать в черном теле», «дать послабление», «сорвать последнюю рубашку».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал ее в 1958 году, а через несколько месяцев покинул этот мир. Похоже, он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил попрощаться со своими потомками. Сам автор также последовал его совету. Он проводил много времени с ручкой и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Тема

Центральными темами произведения являются «отношения» человека и души. Образная система проста – лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям и утверждает, что нельзя позволять душе лениться. В противном случае невозможно развиваться и прогрессировать. Лирическое «Я» сливается с автором и выражает его мысли.

Постепенно внимание автора переключается на душу. По мнению лирического героя, ее не следует жалеть, выбирая легкий путь. Приходится гонять, таскать его по выбоинам, по сугробам и буреломам. Человек должен стать хозяином своего «внутреннего я», чтобы его душа долгое время не позволяла себе добиться успеха в постели.

Некоторые напутственные слова Н. Заболоцкого резки: «Держите лентяюшку в черном теле и не отнимайте у нее бразды правления». Тем не менее поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если пойти на уступки душе, будет нищета и обнищание. Чтобы этого не произошло, неизвестное вещество должно быть «учиться и мучить до темноты». Очень важно, чтобы она жила «человек». Этим наречием автор, видимо, хочет показать умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема нравственности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа – понятие противоречивое, потому что для человека это «раба и королева», «работница и дочь» одновременный. Однако это не меняет того факта, что «ей приходится работать день и ночь».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения кольцевая. Он не разделен на части; все строки являются продолжением первой задачи: «Не позволяй душе твоей лениться!». Формально стихотворение состоит из шести четверостиший, каждое из которых продолжает предыдущее. Последнее четверостишие – это заключение, которое ставит точку в сказанном. Особенностью композиции является повтор четвертой строки первого четверостишия в последней строфе (поэтому это кольцевое сочинение). Ее можно считать основной идеей произведения.

Жанр

Жанр произведения – послание, как автор обращается к читателям. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Схема рифмования в тексте перекрестная АБАБ, присутствуют мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства помогают Н. Заболоцкому оригинально раскрыть тему, создать образы и донести идею до читателя. Метафора играет главную роль, поскольку в центре внимания автора находится душа: «Душа должна работать», «возить ее от дома к дому», «она без жалости сорвет с тебя последнюю рубашку», «держи ленивую девушку в черном теле и не снимай с нее вожжей». Некоторые метафоры придают душе человеческие привычки. Эпитеты играют вспомогательную роль: «утренняя звезда», «живи..по-человечески». Поэт обильно использует фразеологические приемы: «фунт воды в ступе», «держать черное тело», «дать индульгенцию», «сорвать последнюю рубаху».. Последнее четверостишие имеет антитезу: «она рабыня и королева, она работница и дочь».

Обращает на себя внимание и интонация: строки наполнены восклицаниями, наполняющими обращение эмоциональностью. В некоторых строках автор использовал аллитерацию. Например, согласные «с», «ж», «р» придают высказыванию остроты»: «Она без пощады сорвет с тебя последнюю рубашку».