Стихотворение Тютчева «Нам не дано предсказывать» — это своего рода поэтический афоризм, который поэт оставляет напутствие потомкам. Краткий анализ «Нам не дано предсказывать» по плану, использованному на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов автора.
Краткий анализ
Тема стихотворения — роль поэтического слова для общества вообще и в жизни каждого человека в частности.
Композицию — четверостишие — можно условно разделить на две равные части, и в первой поэт говорит, что реакции человека непредсказуемы, а во второй он показывает, что сочувствие может быть реакцией на поэтическое слово.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб с прилегающей рифмой.
Сравнение – «как нам дана благодать“.
Метафора – «наше слово ответит“.
История создания
Это глубоко философское четверостишие было написано в 1869 году – Тютчев находился тогда в Петербурге. Это был поздний период его творчества, период философских размышлений о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих размышлений стало стихотворение «Нам не дано предсказывать”.
Но прошло более трёх десятилетий, прежде чем оно было оценено любителями литературы – произведение было опубликовано лишь в начале ХХ века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Оно было опубликовано в альманахе «Северные цветы”.
В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много размышлял о роли слова в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, и выражает свою мысль в небольшом, но очень просторном стихотворении.
Тема
Основная тема – размышления об отношениях между людьми и жизни в целом через призму поэтического слова. Поэт находится в философских размышлениях о влиянии своего творчества и творчества в целом на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли оно помочь им встать на путь добра.
В этом произведении отражено отношение поэта к небрежности в высказываниях и к жизни в целом.
Произведение относится к философским текстам: поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного в общественной жизни и высказывает мнение, что происходящее в реальной жизни необратимо. Именно на этой идее в конечном итоге акцентирует внимание Тютчев.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопному ямбу с прилегающими рифмами, Тютчеву удается вставить в стихотворение максимум своей философской идеи.
Композиция
Несмотря на небольшой размер работы, ее можно разделить на две части.
В первом поэт говорит о невозможности предугадать, как отреагирует произнесенное слово, — то есть о изменчивости человеческой натуры, которая самым непредсказуемым образом реагирует на поэтических существ. В то же время последние строки четверостишия выражают надежду на то, что таким способом еще можно пробудить в человеке доброту, сострадание и другие добрые чувства.
Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный, даже «вечный» вопрос для русской литературы: нужно ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мысль поэта ясна – да.
Жанр
Это лирическое стихотворение: в нем отражены мысли лирического героя на очень важную для него тему – роль поэтического слова в жизни людей.
Недаром это произведение иногда называют поэтическим афоризмом – мысль в нем выражена одновременно богато, полно и кратко.
Средства выразительности
На самом деле в стихотворении использовано очень мало художественных приемов — всеобъемлющее сравнение “как нам дарована благодать
«, метафора “наше слово ответит
«, анафора “как как
«, но стихотворение очень короткое.
Важную роль играет и использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, высказываемой поэтом, ее близость к духовному миру.
Недаром четверостишие поэт заканчивает молчанием – таким образом он намекает, что читатели должны задуматься над смыслом слов, оценить смысл и подумать, прежде чем что-то сказать.
Комментирование закрыто