А. Стихотворение Блока «На железной дороге» символически изображает тяжелую судьбу русской женщины из провинции. Предлагаем прочитать краткий анализ «На железной дороге», который поможет вам подготовиться к уроку литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой унылой, безрадостной жизни или несчастной любви.
Композиция — Стихотворение А. Блока разделено на части по смыслу: лаконичный портрет умершей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение разделено на девять строф.
Жанр – сюжетная лирическая поэма.
Стихотворный размер — четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры — «в платке, накинутом на косы», «несутся три светлых глаза», «желтый и синий молчали», «скользили по ней с улыбкой», «мчалась бесполезная молодость», «сердце давно вынуто».
Эпитет — «цветной платок», «украшенная походка», «лес рядом», «длинная платформа», «мягче румянец, более прохладный локон», «бледные кусты», «небрежная рука».
История создания
Анализируемое произведение А. Блок создал в середине июня 1910 года. Тогда на него произвел впечатление роман Л. Н. Толстого «Воскресение», поэтому в основу сюжета поэмы легла смерть женщины, измученной любовью и безысходностью жизнь. Произведение «На железной дороге» нельзя считать подражанием Толстому или Некрасову («Тройка»), поскольку А. Блок оригинально интерпретировал образ и судьбу погибшего.
На написание произведения побудил и случай, свидетелем которого был Блок. Однажды, путешествуя в поезде, поэт увидел отравившуюся молодую девушку. Окружающие не спешили ей помочь, а лишь с любопытством смотрели на девушку. Поэт не мог забыть увиденного; это событие он навсегда запечатлел в литературе.
Тема
В творчестве А. Блока он исследовал тему смерти молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Основную проблему также определила имиджевая система. В центре стихотворения стоит мертвая молодая женщина. Лирический герой рассказывает о ее смерти. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая не беспокоить покойного.
Сначала А. Блок дает портрет лежащей женщины «в неразрезанной канаве»
. Эта художественная деталь показывает, что никто не спешит забирать труп. О причинах можно только догадываться. Никто даже не закрыл героине глаза, поэтому кажется, что она жива. Смерть не смогла стереть ее молодость и красоту.
Затем поэт рассказывает, как женщина добралась до станции, находящейся за лесом. Здесь она с нетерпением чего-то ждала. Ее глаза следили за каждой каретой. Сонные люди выглядывали из окон, но женщины, которую они ждали, среди них не было. Гусары пристально смотрели на нее, но красавица, поглощенная своими мыслями, не обращала на это внимания. В последних строфах автор раскрывает тайну страданий героини. Ее молодость ушла, ее мечты пусты, а сердце разрывается тоской. На вокзале несчастная женщина провела в ожидании много часов. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колеса.
В конце рассказа лирический герой обращается к толпе: «Не подходи к ней с вопросами»
. Он понимает, что ее топчет не только ее печальная жизнь, но и равнодушие тех, кто теперь смотрит на ее мертвую.
Автор говорит, что нельзя играть человеческими чувствами, а также быть равнодушным к чужому несчастью.
Композиция
Стихотворение представляет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно разделено на смысловые части: лаконичный портрет умершей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива). Особенностью смысловой организации является обрамление: в первой и последней четверти А. Блок рассказывает об умерших, а в середине стихотворения идет описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинция. Текст разделен на девять строф по четыре строки.
Жанр
Жанр произведения – сюжетно-лирическая поэма, поскольку поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – предполагаемые эпизоды жизни умершей женщины. Поэтический размер – четырехстопный ямб. Поэт использовал перекрестную рифму АБАБ.
Средства выразительности
Языковые средства, использованные А. Блоком, позволяют создать выразительный образ умершей женщины, усилить идейное звучание и передать настроение лирического героя. В тексте преобладают эпитеты: «шарф цветной», «украшение походки», «лес рядом», «длинная платформа», «румянец мягче, локон прохладнее»
, «увядшие кусты», «небрежная рука
. Метафор меньше, но они помогают добавить идеологический акцент: «в платке, накинутом на косы», «пронеслись три светлых глаза», «желтые и синие молчали», «скользили по ней с улыбкой», «бесполезная молодость штурмовала», «сердце давно вынуто».
Интонация играет важную роль в создании эмоционального фона: в тексте присутствуют оборванные синтаксические конструкции и восклицания.
Комментирование закрыто