Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчика на телеге

Великая Отечественная война стала основой для создания патриотических текстов. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор взял мальчика на телегу». В школе этому учат в 5 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом произведения «Майор привез мальчика на телеге» по плану.

Краткий анализ

История создания — произведение было написано в 1941 году, когда советские войска были готовы отступать под давлением противника.

Тема стихотворения – жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.

Композиция — Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. Его можно выделить из нескольких смысловых частей: рассказа о том, как мальчик пришел к солдатам, обращения лирического героя к невидимому собеседнику. Формально работа разделена на кварталы.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения – пятистопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры – «десять лет в этом и этом мире, эти десять дней будут ему засчитаны», «вы знаете это горе не понаслышке, но оно разорвало наши сердца».

Эпитет — «лафет поцарапан», «отец ранен», «ружье сломано», «седовласый мальчик», «военный закон».

История создания

Анализируемое стихотворение было написано в 1941 году. Автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они были вынуждены отступить.

Писатели своими произведениями поднимали боевой дух войск. К. Симонов не является исключением. Его стихи пользовались большой популярностью. Защитники Отечества копировали их и запоминали. Произведение «Майор привез мальчика на телеге…» также быстро распространилось на фронте и является по сей день одним из самых известных военных стихотворений в русской литературе.

Тема

Основная тема творчества К. Симонова – судьбы детей войны. В этом контексте автор обращается к проблемам сиротства, взаимопомощи и задолженности перед родиной. В центре стихотворения стоит мальчик, которого привел майор. Историю ребенка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные персонажи — отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.

В первых четверостишиях лирический герой рассказывает, как маленький мальчик оказался среди солдат. Его мать умерла, а раненый отец решил оставить судьбу сына в руках коллег: «Отцу казалось, что отныне для ребенка не будет более безопасного места на свете». Отец знал, что друзья не оставят мальчика.

Портрет главного героя схематичен. Автор подчеркивает лишь отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребенок спит в коляске и обнимает игрушку. Вероятно, он еще не осознал, что стал сиротой. Эта картина ранит мое сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Этой детали достаточно, чтобы представить, что пришлось пережить маленькому человечку.

После лаконичного портрета идут стихи, адресованные невидимому адресату, который никогда не был на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этой картиной женщина просит солдата идти домой, доказывая, что всех спасти не получится. Лирический герой объясняет, почему он не может так легко уйти с фронта: горе мальчика «с разбитым сердцем» солдат Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив свою родину от врага. Он знает, что только так можно уберечь детей от несчастной военной судьбы.

Композиция

По смыслу произведение разделено на несколько частей: рассказ о том, как мальчик пришел к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из четверостиший.
Поэтический размер – пятистопный ямб. Перекрестные рифмы используются для соединения строк.

Жанр

Жанр — элегия, так как лирический герой с грустью рассказывает об увиденном, заканчивая монолог мыслями о проблеме долга перед Родиной и детьми.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и создать образ ребенка, К. Симонов использовал языковые средства выразительности. Их в тексте не очень много, поскольку строки написаны от имени простого солдата. В стихотворении есть метафоры – «за десять лет в этом и в этом мире ему будут засчитаны эти десять дней», «вы знаете это горе не понаслышке, но оно разорвало наши сердца» и эпитет – «Карета поцарапана», «Отец ранен», «Пистолет сломан», «Седой мальчик», «Военное положение».