«Листья» — образец раннего творчества Ф.И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказки, пейзажи и философские мотивы. Здесь изображен лес, проведена параллель между процессами в природе и жизнью человека. Они изучают поэзию в 6 классе. Мы предлагаем вам облегчить подготовку к уроку, воспользовавшись кратким разбором «Львов» по ​​плану.

Краткий анализ

Темой стихотворения является тема свободы, контраст холодного спокойствия и бунтарской природы.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. По смыслу можно выделить друг от друга несколько частей: отражения листьев на хвое, сравнение «скудной зелени» с ее красотой и решение улететь с ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стиха — двухстопный амфибрахий, схема рифмы — крест АБАБ.

Метафоры – «сосны и ели. окутанные снегом и вьюгой, они спят», «мы легкое племя», «посещаем ветки ненадолго», «зефир ушёл».

Эпитет – «скудная зелень», «красное лето», «тревожные ветки», «буйные ветры».

Сравнения – «зеленые, как иголки ежа».

История создания

Анализ стихотворения следует начать с истории его авторства. В 1821 году Федор Иванович уехал служить в Германию. Будучи дипломатом, поэт не забывал своего таланта к поэтическому искусству. В его «Мюнхенском» творчестве важную роль играют философские мотивы. По-видимому, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, отстаивавшим идею единства противоположностей в природе. После 9-летнего пребывания за границей Тютчев создал «Листья» (1830), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 году стихотворение было опубликовано на страницах журнала «Русский разговор». По сей день он считается одним из лучших образцов пейзажно-философских текстов в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развивал сразу две темы: тему свободы и контраст между холодным спокойствием и бунтарской натурой. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечивая листья. Лирический герой произведения практически не появляется; он сливается с образом листьев, потому что полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья говорят, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» нефть, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно спать всю зиму, укутавшись в метель. «Легкое племя» открыто любуется собой: «мы..цветем и сияем». Листья помнят, как летом они играли с солнцем и купались в росе.

Веселая атмосфера в зеленой компании меркнет, когда она понимает, что осень уже не за горами. Листья оглядываются и видят, что все вокруг поблекло, побледнело, а птицы замолчали. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветки похожи на листья «раздражающий», поэтому стараются улететь как можно быстрее.

В изображении листьев можно увидеть человеческую природу. Они символизируют людей, которые не могут усидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым достижениям и свободе. Хвоя елей символизирует противоположный характер человека.

Основная идея графически выражена в строках: «Тогда почему мы должны торчать и желтеть просто так?».

Композиция

Стихотворение написано в форме листового монолога. В его значении можно выделить две части: отражения листьев вокруг хвои, сравнение «худой зеленый» своей красотой и решением улететь с ветром. Формально говоря, произведение состоит из четырёх октав (октав).

Поэтический размер представляет собой двухстопную амфибрахию. Ф. И. Тютчев использовал перекрестные рифмы АВАВ, мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как отражает мысли и переживания, волнующие лирического героя.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал различные выразительные средства. С их помощью создаются образы природы и воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

В стихотворении преобладают метафоры: «сосны и ели. укутанные снегом и вьюгой, они спят», «мы легкое племя», «мы посещаем ветки ненадолго», «зефир пропал». Последний штрих «наносится» посредством эпитета: «тощая зелень», «красное лето», «тревожные ветки», «буйный ветер». Сравнение : «зеленый, как иголки ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается с помощью согласных «с», «ж» («Тогда почему мы должны торчать и желтеть просто так?»), а их решимость передается путем нанизывания слов на согласную «р» («Скорее, скорее!, скорее, снесите нас…»).