А. Пейзаж Блока восхищает яркими красками и эмоциональным содержанием. «Летний вечер», который изучают в 6 классе, не является исключением. В стихотворении поэт отразил красоту русской природы, спокойствие и гармонию. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Летнего вечера» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – летний вечер в деревне.

Композиция — Условно стихотворение можно разделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к невидимому собеседнику. Формально он состоит из трех четвертей.

Жанр: лирическое стихотворение.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «лучи заходящего солнца лежат на поле уплотненной ржи», «трава объята розовым сном», «красный диск луны», «устремляются. навстречу ночи и луне».

Эпитеты – «последние лучи», «розовая сонливость», «нескошенная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в подмосковном родовом имении. Александр Александрович написал произведение в декабре 1898 года, через несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года молодой человек провел в усадьбе Шахматово. Спокойные теплые дни надолго остались в его памяти и позже воплотились в стихотворении.

Тема

Работа развивает традиционные в литературе летние мотивы. Они тесно переплетены с чувствами лирического героя. Сквозь призму своего восприятия автор раскрывает тему дачного деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа послужило ржаное поле. И это неудивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле греется в последних лучах солнца, и трава уже там «охваченный розовой сонливостью». Этот цвет передает беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, переданный Блоком, статичен, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Кругом тихо: и птицы, и жнецы замолчали. Детали пейзажной зарисовки говорят читателю, что лирический герой смотрит на августовский вечер.

Последнее четверостишие стихотворения обращено к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто ее адресат: читатель или сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть свои печали и полностью отдаться природе. Он стремится уйти от серости и рутины повседневной жизни. Для этого необходимо хотя бы на мгновение забыть свои цели и тревожные мысли. Последние строки позволяют предположить, что лирический герой – беззаботный юноша, жаждущий свободы и приключений. В третьем четверостишии, таким образом, поднимаются две проблемы: духовная свобода от суетной человеческой жизни и единство человека и природы.

«Летний вечер» реализует идею о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему чувствовать себя свободно.

Композиция

Композиция стихотворения проста. Условно его можно разделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трёх четверостиший, каждое из которых продолжает по смыслу предыдущее.
Поэтический размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифму АБАБ. В произведении присутствуют как мужские, так и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – лирическая поэма. Все произведение проникнуто чувствами и переживаниями лирического героя. Первые четверостишия имеют отчетливо созерцательный характер. Последние строки заставляют нас задуматься об истинной свободе.

Средства выразительности

Диапазон выразительных средств, использованных в стихотворении, ограничен. Тем не менее они являются важнейшими помощниками автора в воспроизведении образов природы и передаче настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заходящего солнца ложатся на поле уплотненной ржи», «трава окутана розовым сном», «красный диск луны», «устремляются. навстречу ночи и луне» и эпитет – «последние лучи», «розовая сонливость», «нескошенная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают своей простотой. Однако эта особенность не обедняет художественного замысла стихотворений. Это помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, ровная интонация. Оно соответствует содержанию и подчеркивает спокойствие мира вокруг героя. Лишь последнее четверостишие оформлено как восклицательное предложение. Такой интонации требуют ее содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерации «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле слежавшейся ржи». Кажется, природа шепчет лирическому герою какие-то тайны.