А. Толстой удивлял своей способностью коротко, но ёмко говорить о великих вещах. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Ты моя страна, моя родная страна», в котором тонко и лаконично передан образ России. В школе его изучают в 5 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Ты моя страна, моя родная страна» по плану.
Краткий анализ
Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.
Композиция — Анализируемое произведение представляет собой законченный монолог, обращение лирического героя к своей Родине. Он состоит из двух четверостиший, каждое из которых относительно завершено по смыслу.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – хорейный триметр, перекрестная рифма АБАБ.
Метафоры – «бег лошадей в природе», «крик стаи орлов в небе».
Эпитеты – «родная земля», «дремучий лес», «свист соловья в полночь».
История создания
Об истории создания анализируемого стихотворения известно немного. А. Толстой написал ее в 1856 году, в период бурного карьерного роста и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в различных городах России. Все это, видимо, вдохновило на создание миниатюры «Ты моя страна, моя Родина».
Тема
В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В связи с этим развивается представление о том, что родные просторы всегда радуют человека своей уникальностью и неповторимостью. В центре произведения образы лирического героя и его родины. Герой обращается к свободе, выражая восхищение свободными, необъятными пространствами. Ему не нужен ответ природы, потому что он уверен, что Родина любит своих сыновей, даже если и не говорит об этом.
Лирический герой наслаждается родными пейзажами и словно тонет в них. Заметно, что он не только умеет слушать природу, но и понимает ее язык. Пейзажные зарисовки напоминают большой пазл, состоящий из ярких кусочков. Герой не говорит о широких полях и высоких горах – традиционных символах Родины в русской литературе. Он описывает бескрайние просторы, используя образы животных и птиц. В работе воспроизведены скачки, «крик орла» и вой волка. Используя этот прием, поэт наполняет строки не только зрительными образами, но и звуками.
Вторая строфа также начинается с обращения к Родине. Далее следует восклицание, обращенное к густому лесу – неотъемлемой черте русских пейзажей. А. Толстой не дает подробного описания бора, поскольку уверен, что воображение читателя воспроизведет этот образ без его помощи. В этом четверостишии тоже есть место звукам. Лирический герой наслаждается соловьиным свистом и размеренным свистом ветра в степях. В последнем куплете соединяются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов в природе: «ветер, степь и облака!»
.
О любви к родине лирический герой почти не говорит, но она чувствуется в каждой строке стихотворения.
Композиция
Композиция работы очень проста. Оно представляет собой законченное монологическое обращение лирического героя к родине. Стихи в конечном итоге формируют панорамную картину русской природы. «Ты моя земля, моя дорогая земля» состоит из двух четверостиший, каждое из которых имеет относительно полный смысл.
Поэтический размер – хорейный триметр. А. Толстой использовал перекрестную рифму АБАБ. В тексте присутствуют мужские и женские рифмы.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, поскольку самое главное в нем – эмоциональная составляющая. Стихотворение имеет отчетливо созерцательный характер; образы природы представлены через призму восприятия лирического героя.
Средства выразительности
Особенностью анализируемого стихотворения является отсутствие глаголов. Этот прием позволяет создать величественные пейзажи, замедлить движение мира вокруг лирического героя, чтобы читатель мог в полной мере насладиться природой. Несмотря на эту особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамичности. Читатель легко может себе представить, как по широкой степи мчатся кони, а в небе летает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору использовать художественные средства. Они довольно просты, так как состоят из двух-трех слов.
Поэт вплетает метафоры в первую строфу: скачки на природе», «Крик орла в небе»
. Эпитет дополняет пейзажные зарисовки и передает чувства лирического героя: «Родина»
, «дремучий лес», «соловьиный свисток»
.
Интонация играет важную роль в стихах А. Толстого. Все предложения в тексте являются восклицательными. Этот интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Кажется, герой дал волю своим эмоциям и, стоя посреди степи, выкрикивает привет родине. В некоторых строках настроение лирического героя подчеркнуто аллитерацией. Например, его радость передается с помощью согласной «р»: «Уйди, густой лес!»
.
Комментирование закрыто