«Кинжал» — одно из самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Это литературная отсылка к одноименному стихотворению Пушкина и к «Поэту» Лермонтова. Краткий анализ «Кинжала» по плану, дающий общее представление о том, можно ли его использовать на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве автора наступил переломный момент. Оно вошло в сборник стихов под названием «Венок». Однако впервые оно было опубликовано не в нем, а в журнале «Новый путь» в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Состав последовательный; от первой строфы до последней Брюсов развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и защищать революцию. Но в то же время вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр: ода.

Поэтический размер ямба – четырехстопный и гекзаметровый.

Эпитеты – «старые времена», «таинственные прошлые века», «страшные разговоры», «дорогие разговоры», «кровавый свет», «верная сталь», «пламенные знамена”.

Метафоры — «гроза шумит», «шеи тихо склонились под ярмом», «трубный зов», «кинжал поэзии», «сверкнула молния”.

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже чувствовалось, но народ был еще инертен. В этот период Валерий Брюсов постепенно отходил от принципов символизма и все больше демонстрировал свою буржуазную позицию. «Кинжал» стал его выражением. Впервые он был представлен читателю в издании «Новый путь» в 1904 году, а позже вошёл в знаменитый брюсовский сборник «Венок”.

Недаром его сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова: с ними действительно связана история создания произведения. Однако, опираясь на классику прошлого, поэт высказывает собственную мысль. Если и Пушкин, и Лермонтов писали, что поэт должен во все времена быть маяком для толпы, то Брюсов протестует: по его мнению, не надо бесполезных жертв. Создателю действительно нужно взлететь “кинжал поэзии”, но только тогда, когда люди выражают свою волю к переменам.

Тема стихотворения

Поэтому когда мы говорим о предназначении поэта и поэзии — а это основная тема произведения — Брюсов высказывает мысль о том, что поэт бессилен что-либо изменить, если народ не сбросит с себя тяжелое иго. В то же время он говорит, что когда возникает такое желание, нельзя оставаться в стороне: слово должно и побеждать врагов, и поддерживать революционеров. Это вполне естественно для поэта, который просто не может оставаться в стороне.
Произведение относится к гражданской поэзии, поскольку в этом произведении Брюсов открыто выразил свою позицию и определил свой взгляд на общественное предназначение поэта.

Композиция

Брюсов четко и последовательно развивает свою идею, образуя линейную композицию. В первой строфе он выражает мысль о том, что поэт должен быть с народом во время борьбы, а во второй отмечает, что когда нет «Нет смелости, нет силы”, лучше уйти в поэтическую эмпирику. Даже несмотря на ненависть к правящему строю, надо собраться с силами до того момента, пока народ поднимет голову, — а затем помочь ему ярким словом. Именно эта мысль выражена в последней строфе, завершающей сочинение.

Эти стихи написаны ямбом, причем первые три строки каждого четверостишия используют гекзаметр, а последняя строка всегда — тетраметр. Это делает стих более ясным и объемным.

Жанр

Данное произведение написано в жанре оды и относится к гражданским текстам. Стихотворение наполнено торжественным звучанием, множеством слов высокого стиля.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует вполне традиционные художественные средства:

  • Эпитет – «старые времена», «таинственные прошлые века», «спасенные разговоры», «родной крик», «кровавый свет», «верная сталь», «горящие знамена”.
  • Метафоры – «Гром шумит», «Шея молча согнулась под ярмом», «Зов трубы», «Кинжал поэзии», «Сверкнула молния”.

Еще одна очень важная особенность стихотворения – обилие патетической лексики. Брюсов сознательно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы ясно выразить свою позицию читателю.