Анализ стихотворения Тютчева «Где весело грохот летних бурь

На уроках литературы в 7 классе изучаются произведения Ф. Н. Тютчева. Стихотворение «Как весел грохот летних бурь» Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцати лет за границей. Он описывает природную сцену перед летней грозой. Полный и краткий анализ «Как весела газировка летней грозы» по плану поможет лучше понять это произведение.

Краткий анализ

Тема – природа накануне грозы.

Композиция представляет собой 2 строфы по 8 строк, объединенных одной смысловой единицей – описанием лесного пейзажа в момент приближающейся грозы.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — четырехстопный ямб с кольцевой рифмой.

Метафоры – «невидимая пята», «лесные великаны”.

Эпитеты – «летящая пыль», «небесно-голубой», «ясный и безумный», «широколистный и шумный», «внезапная тревога”.

История создания

Федор Иванович Тютчев не только поэт и публицист, он построил блестящую карьеру дипломата и был выдающимся политиком. Тютчев был вынужден долгое время жить за границей. В 1851 году Тютчев написал замечательное стихотворение «Где весел грохот летних бурь», где ярко и очень поэтично описывает начало грозы. Причиной написания стало долгое отсутствие поэта на родине, поэтому толчком к созданию произведения послужило его возвращение в Россию и восхищение родной природой. Поэт запечатлел момент перед началом грозы и очень образно описал это состояние природы. Автор не считал поэзию своим призванием; это была второстепенная профессия после политической и журналистской деятельности.

Тема

Стихотворение на пейзажную тему о первых «аккордах» перед летней грозой. Тема стихотворения: начало грозы. Тон стихотворения весёлый и весёлый. Гроза оживает как девочка «сбивает с толку», «подбегает”, меняет все вокруг. Образ грозы в стихотворении наделен характером и душой, гармонирует с радостным настроением лирического героя. Она игривая, мудрая, веселая и загадочная. Говорит о приближающейся смене сезона «первый желтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Перед глазами читателя предстают удивительные яркие образы: кружащиеся листья, поднятые вихрем перед грозой и «пыль”, резкие порывы ветра в одно мгновение меняют солнечную летнюю погоду, как в сказке. Перед величием стихии «дрожание” дубовый лес, птицы перекликаются, склоняются верхушки огромных деревьев. В бунте природы лирический герой видит невероятную красоту, свою особую мелодию, душу, загадочную и мудрую.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф. Синтаксически оно разделено на 3 предложения. Первая строка стихотворения представляет собой отдельную синтаксическую единицу. Затем следует довольно распространенное восклицание о приближающейся грозе. Следующая строфа также похожа на предложение, которое заканчивается многоточием и остается семантически незавершенным. Это пауза перед основным действием. До того, как главная героиня, гроза, «выходит на сцену», остаются считанные мгновения. Лирическое произведение отличается высокой динамикой и целостностью благодаря своему синтаксису и внутреннему содержанию.

Стихотворение написано ямбом с кольцевой рифмой АББА (структурно разделено на четверти). Мужской тип рифмы чередуется с женским, он насыщенный и напряженный.

Жанр

Лирическое стихотворение. Классический образец пейзажной лирики, написанный в лучших традициях романтической поэзии. Описание природы дано через призму восприятия лирического героя. Это его настроение, эмоции читаются в каждой строчке.

Средства выразительности

Тютчев употребляет множество эпитетов, он щедр на краску и словесную живопись: «летящая пыль», «небесно-голубой», «ясный и безумный”, «широкие листья и шумно», «внезапная тревога”. Возвышенная лексика делает стихи Тютчева торжественными и радостными.

Метафора «лесные великаны” делает изображения деревьев сказочно волшебными, яркими и величественными. «Невидимая пятка” приближающийся шторм пригибает к земле огромные деревья, предвещая грандиозное действо.

Звуковое оформление в произведении играет важную роль – оно передает всю гамму раскатываний и порывов ветра в момент приближающейся грозы. В первой строфе автор обыгрывает звуки «р» и «ж” («Вдруг он в дубовую рощу прибежит, и вся дубрава задрогнет”), что заканчивается свистом ветра – «широколистный и шумный”. Автор создает эффект шагов стихий, которые постепенно вступают в свои права.