Анализ стихотворения Тютчева «Как ты хороша, о ночное море

За линиями многих пейзажей Ф. И. Тютчев скрывал свои чувства. Это качество творчества отражено в стихотворении «Как ты хороша, о ночное море», посвященном памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Как хорошо ты, о ночное море» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – красота и шум ночного моря.

Композиция — Стихотворение не разделено на смысловые части, а представляет собой исчерпывающую характеристику морской стихии. Формальная организация — четыре квартала.

Жанр: элегия.

Размер стиха – триметр дактиля, рифма перекрестная АБАБ.

Метафоры – «море, залитое тусклым сиянием», «Я бы утонул всей душой в их очаровании».

Эпитеты – море «сияющее», «синевато-темное», «тусклое сияние», «пустынная ночь», «чуткие звезды».

Персонификации – «оно ходит и дышит», «звезды смотрят сверху».

Сравнений — море, «как будто живые».

История создания

Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Федор Иванович написал его в память о Елене Денисевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 году. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Он пытался облегчить боль, рассказывая о Денисьевой и сочиняя стихи. Известно, что поэт сравнивал Елену с океанской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение моря как «ты», как мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Стихотворение было впервые опубликовано в 1865 году в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчев был в ярости, что редакция опубликовала текст со своими исправлениями. Поэт еще раз опубликовал произведение (версия без редакционных изменений) на страницах «Русского вестника» в 1865 году.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и особого звука ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «разговора» никто не прерывает, поэтому герой выражает искреннее сочувствие стихии.

В первых строках лирический герой обращается к морю, отмечая, что оно ночью необыкновенно. Простор моря ближе к берегу манит своим сиянием, а далекая вода пугает своим мрачным синевато-темным светом. Лирическому герою кажется, что море — живое существо, способное ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается мощью стихии. Он постоянно движется, издавая грохот и гром. Что особенно радует, так это то, что ночью возле моря ни души. За грохотом и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные тела являются полной противоположностью волн. Этот контраст подчеркивает мятежный характер свободной воды.

Последнее четверостишие передает внутреннее состояние лирического героя. Он признается, что очарован волнами и чувствует себя среди них словно во сне. Судя по всему, душа героя тяжела, так как он хотел бы утопить ее в море.

В литературе имеется множество примеров поэзии морских пейзажей. Особенность стихов Тютчева – тесное переплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не разделено на смысловые части, а представляет собой законченный монолог лирического героя, описывающего красоту моря. Формально произведение состоит из четырех четверостиший.

Поэтический размер – дактильный триметр. Строки соединены перекрестными рифмами ABAB.

Жанр

Жанр – элегия, поэтому в морском пейзаже отчетливо просматриваются грустные тона. Это печальные размышления лирического героя на философские темы.

Средства выразительности

Чтобы передать внутреннее состояние лирического героя и воспроизвести красоту моря, Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «море окутано слабым сиянием», «Я бы утонул всей душой в твоем обаянии»; эпитет – море «блестящие», «голубовато-темные», «тусклое сияние», «одиночество ночи», «чуткие звезды»; сравнение — море, «как будто он живет»,персонификации – «оно ходит и дышит», «звезды смотрят сверху».

Шум морских волн передается с помощью аллитераций «з», «с», «ш», «р»: «в свободном пространстве блеск и движение, грохот и гром». Чувства лирического героя подчеркнуты интонацией.