Анализ стихотворения Твардовского «Июль – венец лета

Центром стихотворения А. Твардовского «Июль – вершина лета» является середина лета, о которой автору «напомнила газета». Небольшое произведение передает быстротечность времени и кратко описывает образы июльской природы. Полный и краткий анализ «Июль – венец лета» по плану будет полезен при подготовке урока литературы в 7 классе.

Краткий анализ

История создания — стихотворение написано, вероятно, в 1966 году на основе народной пословицы.

Тема – человек и его связь с природой.

Композиция представляет собой циклическую структуру, состоящую из 13 строк (4-стиховая – 5-стиховая – 4-стиховая).

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — трехстопный ямб со сложной рифмой (все виды рифм).

Метафоры – «пик лета», «закат света», «напоминает газету”.

Эпитет – «самый загадочный знак», «прощай”.

Оксюморон – «прощальный привет”.

Анафора — «но раньше всех газет,. но раньше этой маленькой…», «считай песню спетой, думай, что прошло полгода…”

История создания

Стихотворение было написано во второй половине шестидесятых годов, вероятно, в 1966 году. Автор обыграл народную поговорку, яркую и поэтичную, превратив ее в веселое, озорное стихотворение.

Тема

Тема – связь природы и человека. Жизненный цикл человека неразрывно связан со временами года, и именно эту связь исследует автор стихотворения. Время летит так быстро, что самые теплые, приятные летние дни остаются незамеченными. В какой-то момент лирический герой понимает, что лето не вечно, оно достигло своего пика и скоро пойдет на убыль. Этот факт его не расстраивает, а подчеркивает важность момента, заставляет заметить, что лучшее время — это то, которое ты проживаешь осознанно.

Проблемное – середина лета – это хорошо или плохо? Это повод для грусти или радости? Вот что волнует лирического героя. Он чуть не упустил момент «венца лета»: оказавшись на «пике» сезона, он понимает важность и простоту этого момента.

Идея в том, что нужно жить так, чтобы время иногда останавливалось, и человек мог замечать все, что происходит вокруг. Это жизнь в гармонии с собой и природой. Лирический герой подмечает все тонкости подготовки природы к переходу в следующее время года, маленькие, но важные звоночки, говорящие о движении времени.

Композиция

Динамичное стихотворение, состоящее из 13 строк, напоминающее музыкальную форму «рондо». В смысловом и синтаксическом отношении стихотворение выглядит так: четверостишие + пентаграмма + четверостишие. Его обрамляет строка, являющаяся народной пословицей: «Июль — венец лета» — именно так начинается и заканчивается работа. Этот припев используется автором, чтобы подчеркнуть главную мысль и подчеркнуть самое главное. Быстрота стихотворения и особенности рифмы Твардовского создают впечатление, что все произведение представляет собой одно предложение.

Стихотворение, написанное трехстопным ямбом, отличается своеобразной рифмовкой. Первые две строки связаны, они поочередно рифмуются с четвертой, третья с шестой, четвертая и снова пятая в паррифмации. Такая рифма словно связывает весь текст воедино, так что строки сливаются в единую структуру.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, написанное в песенной форме.

Звуковое оформление в стихотворении играет роль теплых оттенков, когда за обедом все тает и раздувается от жары. Это достигается повторением звуков «р» и «л”.

Средства выразительности

Метафоры – «вершина лета», «цветение липы», «закат света», «напоминает газету”. Только изобретательность и стремление к образам людей смогли создать такое оригинальное название в разгар летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повтор слова «корона» в середине стихотворения делают произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитет – «самый сокровенный знак», «прощальное приветствие“.

Фразеологизм – «песня спета” приближает его к народному, повседневному стилю и облегчает понимание.

Оксюморон – «до свидания”. Прилагательное добавляет немного грусти «до свидания” к кучке слов с совершенно противоположным значением.

Анафора – строки 3 и 5: «но раньше всех газет», «но раньше этой маленькой…”, а также строки 11 и 12: «Считайте, что песня спета, считайте, что прошло полгода…” Единица команды придает поэтическому тексту музыкальность и гибкость, приближая его к песенным жанрам.