Стихотворение Иосифа Бродского «Холмы» очень трагично. В ней отражен взгляд автора на советскую действительность своего времени и на жизнь в целом. Краткий анализ «Холмов», написанный Бродским в начале творческого пути, может быть использован на уроке литературы в 11 классе, даст общее представление об этом произведении и раскроет замысел автора. Этот анализ может быть использован как в качестве основного, так и в качестве дополнительного материала.
Краткий анализ
История создания – это стихотворение поэт написал в 1962 году, тогда же оно было прочитано им в «Литературном кафе”.
Тема стихотворения – противостояние жизни и смерти.
Композиция – состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Работа разделена на несколько частей. Первый рассказывает историю двух людей, которые любили сидеть на холме, второй посвящен их смерти, а третий представляет собой философские размышления автора о жизни и смерти.
Жанр – лирическая поэма (поэма), сюжетная поэма (баллада) на философскую тему.
Поэтический размер – дольник.
Эпитет — «розовый росток», «заросший пруд», «страшный крик», «внезапно открывшийся», «жуткие новости», «пьяная свадьба», «красное молоко», «кошмарный скелет”.
Метафоры — «пространство между ними росло», «кусты раскрылись», «крик потряс холмы», «сон был полон мучений», «облака», «царила жара», «черная дыра в утином корме”.
Персонификации – «закат затих и облака поманили», «кусты разошлись», «кусты проснулись», «город заплатит”.
Сравнение – «как будто земля разверзлась», «штурмовали, как в бреду», «как дверь во тьму», «смерть, как вода”.
Метонимия — «появилась дюжина рубашек и платьев», «пошевелить железо в руках», «встретиться с топором”.
История создания
Иосиф Бродский не пытался скрывать свою неприязнь к окружающей действительности. Выражал он это главным образом в поэтической форме через символы. И одним из таких символических стихотворений стало «Холмы», написанное в 1962 году. Тогда же поэт представил свое стихотворение публике, прочитав его публично в «Литературном кафе”.
Тема
Автор посвящает это стихотворение противостоянию жизни и смерти, в котором смерть побеждает. Он рассматривает еще одну важную тему – вечное одиночество человека, который не желает терпеть окружающую его действительность, не желает быть частью серой массы.
В этом стихотворении равнина символизирует смерть, а холмы — жизнь. Но Бродский показывает и то, что стремление отличаться от всех обычно заканчивается весьма трагично. Все стихотворение представляет собой философскую метафору человеческой жизни как перехода от страдания к смерти.
Композиция
Формально оно состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Поэт делит свое произведение на три части, первые две из которых представляют собой символический рассказ о двух людях, поднявшихся над обывательским сознанием. Их смерть повлияла на горожан, от которых они пытались изолироваться.
Основной частью является третья часть, представляющая собой философские размышления Бродского о сущности жизни и ее противоположности – смерти. Первого поэт описывает очень горько, но для него жизнь наполнена особым смыслом, поэтому он передает ее самыми сокровенными понятиями: любовь, молодость, гордость. Даже боль – это все еще жизнь.
Жанр
Поэма имеет эпическое начало (рассказ о двух друзьях, встретившихся на холме) и лирическое (эмоциональный отклик автора на смерть героев), поэтому, а также из-за большого объема, ученые часто называют ее стих. Видна также близость «Холмов» к балладе (сюжетной поэме, зародившейся в западном средневековье).
Это философское произведение, в котором автор исследует вечные вопросы жизни и смерти. Написано дольником (разновидность тонического стиха, в строках которого количество ударных слогов совпадает, а количество безударных слогов между ними варьируется от 2 до 0). Сюжет баллады определяет и ее ритмическую структуру: испанские «романтеры» в русских переводах имели одинаковый ритм и размер.
Средства выразительности
Это произведение построено на сравнении и контрасте: смерть — равнина (куст, крик, машины, тюрьма, стекло); жизнь — холмы (молодость, сотни улиц, боль, гордость, любовь). Он насыщен не только символами, но и разнообразными выразительными средствами.
- Эпитет –
«Розовый росток», «Заросший пруд», «Жуткий крик», «Вдруг открылся», «страшные новости», «пьяная свадьба», «красное молоко», «кошмарный скелет”
. - Метафоры –
«Между ними выросло пространство», «кусты раскрылись», «крик сотряс холмы», «сон был полон агонии», «облака», «воцарилась жара», «черная дыра в утином корме”.
- Персонификации –
«закат утих и облака поманили», «кусты разошлись», «кусты проснулись», «город заплатит”.
- Сравнение –
«словно земля разверзлась», «штурмовали, как в бреду», «как дверь во тьму», «смерть подобна воде.
В стихотворении много лексических повторов: «красный» (молоко, ребенок, дорожка, телега), «смерть», «холмы”.
Эти же слова составляют анафоры: «Холмы — наши страдания / Холмы — наша любовь, Холмы — крик, рыдание…”
Контекстуальные антонимы создают основу для сравнения и противопоставления – «боль/гордость», «мечты/боль», «мечты/печаль» и другие.
Многие предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.
Для синтаксиса характерно также употребление длинных рядов однородных членов, например: «розы, герани, гиацинты, пионы, сирень, ирисы…”
В стихотворении решающим становится мотив смерти, основной мотив поэтов-романтиков, к которым относится и ранний Бродский.
Конец стихотворения ясно выражает позицию автора: «Смерть — лишь равнины, / Жизнь — холмы, холмы”.
Комментирование закрыто