Анализ стихотворения Бунина «Глухой зеленый еловый лес

Стихотворение «Глухой зеленый еловый лес у дороги…» является прекрасным образцом пейзажных текстов Бунина. Краткий анализ «Глухого зеленого елового леса у дороги…» по плану поможет вам осознать всю его красоту и уникальность. Может использоваться на уроке литературы в 6-м классе для объяснения материала учащимся.

Краткий анализ

Тема стихотворения – красота и мощь природы, которая заставляет человека присмотреться к ней и замереть в восхищении.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф; это последовательное повествование эпизода из жизни оленя.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к пейзажным текстам.

Размер – традиционный пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Денотаты — «густой еловый лес», «глубокий пушистый снег», «могучий тонконогий олень», «тяжелые рога», «мерный и редкий след», «белый зуб», «в радостной звериной стремительности», «легко удрал». «, «увлеклось безумно”.

Метафора – «он отнял у смерти красоту“.

История создания

Написанное в 1905 году и опубликованное в 1906 году, это стихотворение первоначально называлось «Олень». Однако позже Бунин удалил это имя, решив, что оно исказит восприятие. Образ оленя хоть и центральный, но на самом деле является лишь способом воплощения основной идеи.

Тема

Стихотворение посвящено красоте и величию природы. Автор подчеркивает, что эта красота, воплощенная в образе молодого могучего оленя, не только радует человека, но заставляет его замереть и восхититься ею. Образ красивого лесника помогает автору выразить главную идею произведения, которая заключается в том, что красота и сила способны победить саму смерть.

Композиция

Первая строфа стихотворения создает экспозицию, которая становится фоном для появления главного героя – могучего оленя.

Тем неожиданнее для читателя становится вторая строфа: лирический герой действительно судит о животном только по следам, а самого оленя он не видел. Именно вторая строфа знакомит с рассказчиком, который ведет читателя через произведение, показывая ему детали, которые нельзя не заметить.

Третья строфа – кульминационная. Это напряженный момент в рассказанной истории: возможное нападение своры собак на благородное дикое животное. Возможно, лирический герой стал свидетелем собачьих бегов, являющихся частью охоты. Или он все еще угадывает ситуацию по подсказкам?

Четвертая строфа оставляет загадку неразгаданной: смог ли молодой олень уйти от погони? Ведь животное бросилось с охоты. А поскольку олень сильный и могучий, он сможет убежать от опасности. Лирический герой, ярко переживающий эпизод с оленем, верит в его спасение, ставшее символом человека: это значит, что красота способна победить смерть.

Эта часть также заставляет читателя задуматься, как долго продолжалась эта история. Ведь если лирический герой действительно стал свидетелем погони, то это заняло буквально несколько мгновений. И он мог часами думать и «читать» треки.

Жанр

Это замечательный образец пейзажной поэзии, написанный в свойственной Бунину реалистической манере. В то же время в стихотворении проявляются и черты модернизма, поскольку поэт улавливает момент смертельной опасности. Тем самым он подчеркивает хрупкость жизни, характерную для модернизма.

Для передачи эмоциональности поэт избрал форму пятистопного ямба (с пиррихием в четвертой стопе) с перекрестной рифмой, что делает произведение одновременно динамичным и прекрасно выверенным.

Средства выразительности

Интересно, что из всех тропов поэт отдает предпочтение эпитету: «густой еловый лес», глубокий пушистый снег», «могучие тонконогие олени», «тяжелые рога», «белозуб», «мерный и редкий след», «в радостной звериной стремительности», «легко ушли», « увлекся безумно”. С их помощью он передает настроение, подчеркивает важные мысли, описывает красоту природы и как бы оживляет ее, не прибегая непосредственно к приему персонификации.

Еще более существенно то, что единственная метафора в произведении выражает основную мысль – “он забрал красоту у смерти«. Бунин позволяет читателю предположить, что животное ускользнуло от охоты. Незавершенность мысли и метафорическое воплощение отделяют ее от общей ткани повествования. Для привлечения внимания поэт использует и расположение метафоры — последнюю строку произведения работа имеет особое значение.