В чудесном этюде Алексея Толстого «Там, где виноградные лозы склоняются над омутом» буквально воплощена вся многогранность его творческой натуры. Краткий анализ «Там, где лозы склоняются над бассейном…» по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот анализ можно использовать на уроке литературы в 10-м классе, чтобы полностью понять материал.

Краткий анализ

Тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни и невозвратность драматических событий, происходящих в ней.

Композиция – сюжет баллады развивается последовательно. В первой и второй строфах автор описывает саму ситуацию, показывая читателю, как герои оказались на берегу бассейна, третья посвящена подробному описанию стрекоз, привлекающих главного героя, маленького мальчика. Четвертая строфа завершает набросок, но оставляет открытым конец рассказа.

Жанр: баллада.

Поэтический размер – амфибрахия с перекрестной рифмой.

Эпитет – «летнее солнце», «веселый хоровод», «бирюзовые гряды», «песчаное дно», «отлогий пляж”.

Символ – водоворот.

Метафоры – «стрекозы летают и танцуют», «травинки дрожат”.

История создания

Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История его создания сложна: сначала поэт написал классическую народную балладу с ужасным финалом, но затем удалил целых четыре строфы, оставив только небольшой эскиз. Это в полной мере отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, только и ожидая возможности воплотиться на бумаге. Это означает, что вам не нужно держаться за написанные строки; идея в любом случае будет реализована.

годом первой публикации этого произведения принято считать 1856 год, тогда оно было опубликовано в «Русском вестнике», однако некоторые историки литературы признают, что это было раньше, но сведения о них не дошли.

Тема

Основная тема стихотворения – хрупкость человеческой жизни. Опасность может поджидать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, даже такие безобидные существа могут представлять опасность.

Основная мысль, высказанная автором в своем произведении, состоит в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, зачастую имеют самую невинную подоплеку, но они необратимы и приносят много страданий.

Композиция

Произведение, лирическим героем которого является маленький мальчик, состоит из четырех строф. Первое и второе необходимы автору для создания экспозиции рассказа. Читатель легко реконструирует произошедшее: мать с ребенком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла, уверенная, что ее малышу ничего не угрожает в таком идиллическом месте, — и тут его начали звать стрекозы.

Третья строфа целиком посвящена описанию стрекоз – они говорят о себе, заманивая ребенка так же, как сирены заманивают моряков. И их цели, очевидно, очень темные.

А в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение рассказа: ребенок явно готов войти в бассейн, плененный уверениями стрекоз в том, как сильно они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на акцент, прямо об этом не говорится.

Хотя финал повести поначалу был трагичен, и урок для людей был очень ясен, в окончательном варианте Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность узнать, что произошло в произведении.
Немаловажную роль играет и поэтический размер — с помощью амфибрака создается в повествовании простая и размеренная субстанция. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, и он может сосредоточиться на повествовании. Для этого необходим равномерный ритм, без неровностей и текстовых ошибок. Толстой использует свою характерную перекрестную рифму, которая делает чтение еще легче и быстрее, не лишая при этом произведения балладного очарования.

Жанр

Это баллада, вдохновленная произведениями Гете и Гейне, а также немецкими народными песнями с прекрасным сюжетом. Это небольшое произведение, даже после значительного авторского сокращения, обладает всеми признаками баллады: наличием сюжета, загадочности, символичности пространства и времени, вмешательством фатальных сил и фольклорного элемента.

Выразительные средства

Чтобы создать особую атмосферу и передать настроение стихотворения, Толстой использовал разные средства выражения:

  • Эпитет – «летнее солнце», «веселый хоровод», «бирюзовые гряды», «песчаное дно», «отлогий пляж”.
  • Символ – джакузи.
  • Метафоры – «Летают и пляшут летуны», «трепещут травинки”.