Анализ стихотворения «Эсть в осень примерной» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его работы напоминают красочные зарисовки изменений окружающего мира: зимние узоры, теплый летний ветерок, чудесная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последнем поэт говорит с особым трепетом и умиротворением. Изучив по плану краткий анализ «Есть в осени примечений», ученики 6 класса смогут оценить передачу мастером чувств и эмоций средствами русского поэтического языка. Краткий разбор онлайн-программы им легко спориться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Состав: стихотворение состоит из трех четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Рихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма – перекрёстная.

Метафоры: «Я лежу в чистом и теплом синем цвете».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнение: «…день стоит как хрустальный».

Олицетоверния: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…колос упал».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, необходимо помнить, что поэт много времени проводил в дороге, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году, в августе, когда все живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью поехали из Овстуги в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал писать стихи на листе бумаги со списком командировочных расходов. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а неровности дороги не дают ей сосредоточиться, добавила вторую часть только к стихотворению, родившемуся под его диктовку.

Впервые эта работа была опубликована через год в журнале «Русская безеда».

Тема

Стихотворение «Ість в осени примечений» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Эсть в осень эффектный», с трудом подумал, что его автор недолюбливал осень. У Тютчевой это время года вызывало грусть от осознания того, что жизнь – явление быстротечное. Но в этом стихотворении поэт изображает чудесный момент, когда природа еще только готовится поддаться власти холодной зимы и буквально застыла во всем своем великолепии.

Тема работы — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева характерно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в этом произведении есть и вторая тема — размышления о жизни.

В стихотворении отражен ряд проблем:

  • Связь человека и природы. Начало осени прекрасно, но вереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но молодые годы позади, а впереди неумолимое приближение старости.
  • Работа и человек. Нелёгкий труд крестана, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени подведет итоги уходящего года, если судить о нем со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из которых выступает самостоятельным пейзажным наброском. Однако полнота и истинный смысл четверостишия обнаруживается лишь при чтении всего стихотворения целиком.

Стих написан многостопным ямбом. В приходе двух шевторостиших рифмовка перекрёстная, а в третьей — кольцевая. Мужские и женские рифмы чередуются. Так создается впечатление музыкального звучания. Длинные линии сменяют короткие, характеризуя нестабильность и стремительность состояния природы.

Жанр

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное чало. В нем отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими теплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — «чистый» поэт, не понимающий преобладания социальной проблематики в поэзии. В этом произведении, как и во многих других его произведениях, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки написаны точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности, богатой поэзией литературного русского языка. Для создания подлинного ощущения постоянной связи человека и природы в стихотворении поэт использует следующие художественные средства:

  • Элегантные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздникой борозде», которые точно передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и теплая лазурь», «…паутины тымный волосы».
  • Олицетворение: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…».
  • Сравнения: «…день подобен кристаллу».
  • Синекдоху: «…колосс упал»

В работе дважды встречается множество точек, что создает ощущение незавершенности и возможности «думать», показать любому из читателей собственную картинку «начальный» осенней поры.