Анализ стихотворения Блока «Девочка пела в церковном хоре

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», как и многие другие произведения Блока, содержит черты символизма. В то же время оно проникнуто горьким чувством утраты: это строки, посвященные революционным событиям и расстрелу мирного протеста рабочих. Краткий анализ «Девочка пела в церковном хоре…», использованный на уроке литературы, поможет учащимся 11 класса лучше понять строки поэта и настроение его эпохи.

Краткий анализ

Тема стихотворения – вера в светлое будущее, воплощенная в молитве невинной девушки, и заведомая обреченность тех, за кого она молится.

Композиция двойная. В первой части Блок показывает надежду на светлое будущее, воплощенную в образе девушки с чистой душой. Вторая часть противоположна: в ней поэт демонстрирует жестокость реальной жизни, основанной на страданиях.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – дольник.

Эпитеты – «чужая страна», «белое платье», «тихая заводь”.

Метафоры – «пел ее голос», «корабль, ушедший в море», «сиял луч», «сладкий голос”.

История создания

Для творчества Блока 1904–1907 характерно обращение к теме «ужасного мира», столкновения идеального и реального, жестокого. Не стало исключением и стихотворение «Девочка пела в церковном хоре…», написанное в 1905 году. В его основе лежат чувства, которые испытал поэт в связи с кровавой расправой над революционно настроенными рабочими.

В то же время история создания этого произведения несколько сложнее: автор завуалированно говорит и о Цусимском сражении, в котором русская эскадра потерпела поражение. Блок глубоко пострадал от поражения русского флота и гибели большого количества русских солдат.

Тема

Основная тема стихотворения – столкновение идеального и реального мира, надежды и ее бессмысленности. Первая выражена в образе невинной девушки, которая так искренне молится, что каждый, кто ее слушает, начинает верить в благодать и благополучный исход даже в заведомо трагических ситуациях. Идею тщетности выражает младенец, близкий к Богу, чтобы он с уверенностью знал, что кровавая жертва уже принесена, и никто из тех, за кого молятся, не вернется.

Композиция

Стихотворение можно легко разделить на две части, определив основную тему и настроение каждой. Таким образом, первая (три строфы) проникнута светом надежды. В нем изображена девушка-ангелочек, поющая о надежде и мире. Искренность и чистота молящегося заставляет людей в церкви верить в лучшее.

Но в последней, четвёртой строфе Блок указывает на тщетность их веры, и заканчивает стихотворение словами “никто не вернется«. Образ ребенка, использованный им, является таким же символом, как и образ красивой девушки. Дети — самые близкие к Богу существа, поэтому их слезами кажется, что Сам Господь выражает сожаление. Кроме того, для автора это ребенок-пророк, заранее плачащий о печальном исходе войны для России и ее тяжелом будущем.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором поэт выражает собственные переживания, связанные с жестокостью жизни и людьми, ведущими бессмысленные войны, хотя они могли бы быть свободными и жить в мире. Поэтический размер – дольник.

Средства выразительности

Блок подчеркивает эмоциональное содержание с помощью таких выразительных средств, как:

  • Эпитет – «чужая страна», «белое платье», «тихая заводь”.
  • Метафоры – «пел ее голос», «корабль, ушедший в море», «сиял луч», «сладкий голос”.

Но автор использует и другие приемы, например, звукозапись. Анафоры придают тексту благозвучность и повышают его эмоциональность, а полисоюз лишь усиливает эмоциональное напряжение за счет создаваемого эффекта штриха.

Нежный образ девушки, чистота которой неоднократно подчеркивается эпитетом «белый”, оставляет сильное впечатление.

Все средства выражения работают на идею, выражающую противоречивую природу мира, которую остро чувствовал сам Блок: в мире есть светлая, нежная надежда, с одной стороны, и безжалостность и жестокость — с другой.