Анализ стихотворения Толстого «Благовест

В стихотворении А. К. Толстого «Благовест» отражены чувства и воспоминания автора, вызванные колоколами. Это лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Краткий анализ «Благовеста» по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Тема – благовест и те чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция — Стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первый описывает храм и то, как звонят колокола, а второй рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно-философским подтекстом.

Поэтический размер — ямбический биметр, напоминающий звон колокола.

Эпитеты – «пятиглавый храм», «колокольчик», «родная земля», «блаженная земля», «непонятная тоска», «чудный сон», «райские просторы”.

Персонификации — «звонарь звенит и манит», «сердце трепещет и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, в рамках которой часто выезжал за границу. А в 1840 году, вернувшись после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение «Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, считавшего православие «генетической» религией русского народа. Его возвращение на родину тесно связано с имиджем Православной Церкви. В то же время сам образ, а особенно звон колокола, вызывает у человека желание плакать и каяться, тем самым очищая себя от злых помыслов и грехов.

Стихотворение было опубликовано гораздо позже, чем оно было написано – только в 1856 году. Оно было представлено читателям журнала «Русский вестник”.

Тема

Основная тема произведения – чувства, которые испытывает православный человек, когда слышит колокольный звон. При этом и храм, и звон колоколов имеют четкое символическое значение: они воспринимаются не столько умом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и милые сердцу звуки – все это связано поэтом с образом России, каким он всегда хранил его в своей душе.

Толстой был очень религиозным человеком и считал православие естественным для русского народа. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы его ни завела судьба. И хорошие новости, кажется, возвращают его домой.

Композиция

Это стихотворение состоит из двух частей. Первые две строфы представляют собой описание православного храма, вероятно, из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть представляет собой описание чувств, которые испытывает лирический герой, когда слышит знакомые звуки Евангелия. Он думает о том, как звон колокола позволяет ему забыть все зло и привести свое сердце к небесной чистоте.

В структурном отношении стихотворение в целом построено интересно, так как его первая часть не только состоит из двух законченных предложений, но и заканчивается восклицанием. Второе предложение — развернутое, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании: они возникают в его сердце с первым звоном, и он успевает ощутить всю их гамму прежде, чем будет услышан последний.

Произведение написано биметрным ямбом, и этот выбор не случаен: именно этот размер больше всего напоминает звон колоколов.
Перекрестная рифма, используемая поэтом, играет и художественную роль, приближая стихотворение к ритму колокольного звона.

Жанр

Это лирическое стихотворение; в нем отражены мысли и чувства лирического героя, который делится с читателем своими религиозными переживаниями.

Средства выразительности

Чтобы сделать основную мысль стихотворения более понятной, Толстой использует простые, но яркие средства выражения, такие как эпитеты – «пятиглавый храм», «колокольный звон», «родина», «блаженная земля», «непонятная тоска», «чудный сон», «райские просторы” – и персонификации – «звонок звенит и манит», «сердце дрожит и тает”.

С их помощью он показывает, что невозможно представить Родину без православных храмов.