Стихотворение «Бабушке» Марина Цветаева посвятила не живой женщине, так как не знала ни одной из своих бабушек, а ее портрету. Краткий анализ «Бабушки» по плану поможет учащимся 9 класса понять переживания поэта. Его можно использовать на уроках литературы как основной или дополнительный материал.
Краткий анализ
Тема стихотворения – связь поколений.
Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первом поэтесса описывает портрет своего предка, во втором рассказывает о смерти и наследии, которое она оставила после себя.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер — трех- и четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой.
Эпитет — «продолговатый и твердый овал», «черное платье», «молодая бабушка», «высокие губы», «ледяное лицо», «проницательный взгляд”.
Метафоры – «руки играли Шопена», «взгляд, готовый к обороне», «день был невинен», «звезды погасли”.
История создания
Марина Цветаева написала это стихотворение в 1914 году. Поэтессе тогда было двадцать пять лет – почти ровесница ее бабушки Марии Бернацкой, когда она умерла. Портрет этой красивой польки висел в доме Цветаевых, и, глядя на него, Марина часто думала о семейном сходстве, причем не столько внешнем, сколько внутреннем. Поэт искал духовную связь с женщиной, которая могла бы передать ей что-то свое. Пытаясь разобраться в себе, она смотрела на портрет и задавалась вопросом, не достался ли ей такой сложный характер от бабушки.
В момент написания шла Первая мировая война, что также не могло не отразиться на настроении стихотворения – оно проникнуто тоской по ушедшему времени, примерно по XIX веку, когда жили галантные господа и дамы.
Тема
Это стихотворение посвящено связи поколений, которая существует, даже если человек долгое время находится в могиле – в этом основная идея произведения. Именно о ней размышляет лирическая героиня, глядя на прекрасную женщину, которую художник изображает совсем молодой, когда ей только исполнилось двадцать лет. В образе молодой бабушки она пытается найти себя и понять, унаследованы ли от нее основные черты характера
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф. Первые три строфы поэтесса посвящает описанию внешности своей бабушки – совсем юной девушки, имеющей в то же время холодное и неприступное лицо. Создавая описание, Цветаева использует обращение «молодая бабушка”
, своего рода оксюморон, подчеркивающий тот факт, что речь идет не о живом человеке.
Эта мысль развивается во второй части стихотворения, где автор говорит, что бабушка не принадлежит миру живых. В то же время она оставила после себя наследство – внука, который задается вопросом, досталась ли она «бунтующий дух”
только от красивой женщины на портрете. Стихотворение задается вопросом, исчезает ли все, чем он жил, с уходом человека или что-то остается в его потомках? Сама Цветаева чувствует родство души бабушки. Она ищет себя через своего предка, и читатель проходит вместе с ней через все этапы размышления к выводу, сформулированному посредством риторического вопроса.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором автор описывает свои мысли и переживания, размышления, связанные со старинным портретом. Этот жанр характерен для лирики Цветаевой, выражавшей ее чувства поэтическими словами.
Стихотворение написано трех- и четырехстопным дактилем, что делает его легким для понимания и очень ритмичным. Перекрестная рифма подчеркивает эту легкость и помогает читателю воспринять эмоциональный настрой произведения, передать настроение самого искреннего человека (а это была Цветаева), который смотрит в себя и пытается понять, кто он.
Средства выразительности
Стихотворение «Бабушка» насыщено разными тропами, призванными передать те чувства и идеи, которые вкладывает в стихотворение поэт. Так, Цветаева использует:
- Эпитет –
«длинный и твердый овал», «черное платье», «молодая бабушка», «высокие губы», «ледяное лицо», «критический взгляд”
. - Метафоры –
«руки, играющие Шопена», «взгляд, готовый к защите», «день был невинен», «звезды погасли”
.
Дорожки помогают поэтессе создать максимально реалистичный образ бабушки, показывая читателю не только ее внешность, но и характер.
Цветаева также использует в своем творчестве аллитерацию и ассонанс, чтобы, с одной стороны, придать ему музыкальность в ритме вальса, а с другой — создать атмосферу задумчивости, показать, что лирическая героиня серьезно задумывается о проблемах, волнующих ее беспокоить ее.
Риторический вопрос, использованный в конце стихотворения, призван обратить внимание читателя на главную мысль, которую выражает поэт.
Комментирование закрыто