Взаимодействие человека с компьютером и программным обеспечением осуществляется через пользовательский интерфейс. В процессе развития компьютерных технологий появились различные типы интерфейсов. Современный пользовательский интерфейс построен на основе графического объектно-ориентированного подхода, элементы которого изучаются на уроках информатики в 7 классе.
Пользовательский интерфейс
Для обеспечения практической работы человека с компьютером был придуман пользовательский интерфейс, который представляет собой совокупность инструментов и приемов общения человека с компьютером.
В ходе разработки интерфейс принимал разные формы. Развитие пользовательского интерфейса идет параллельно с развитием компьютерных технологий.
Классификация видов интерфейса
Пользовательский интерфейс классифицируется по способу общения человека с компьютером. Интерфейс:
- команда;
- графика;
- речь;
- интерфейс на основе биометрической технологии.
Командный интерфейс
Командный интерфейс реализован посредством технологии командной строки, которая отмечена мигающим курсором, указывающим, куда вводится команда. Команды вводятся с помощью клавиатуры, а результаты отображаются на экране. Сложность работы через такой интерфейс заключается в том, что пользователь должен знать смысл и синтаксис команд.
Операционной системой на командном интерфейсе была MS DOS, появившаяся в 1981 году вместе с первыми компьютерами фирмы IBM.
Технология командной строки не потеряла своей актуальности и сегодня, несмотря на появление новых технологий высокого уровня.
Графический интерфейс
Идея графического интерфейса появилась в 70-х годах 20 века. Первые графические интерфейсы позволяли использовать манипуляторы для доступа к любому месту экрана, выделения текста цветом и изменения назначения клавиш клавиатуры в зависимости от содержимого программы.
Современные графические интерфейсы построены на основе объектно-ориентированного подхода, где управление осуществляется посредством графических объектов с помощью манипуляторов.
Важнейшими графическими объектами являются окна и меню.
Окно – это область, ограниченная рамой.
Типы окон графического интерфейса:
- окна программы;
- диалоговые окна.
Все они имеют одинаковый дизайн: имеют меню, строку заголовка, строку состояния и используют одни и те же рабочие процедуры.
Все действия в окнах выполняются с помощью меню, которое представляет собой набор команд, сгруппированных по выполняемым функциям. Команды выбираются щелчком левой кнопки мыши.
Правая кнопка мыши открывает контекстное меню со списком команд, специфичных для текущего объекта.
В диалоговых окнах сосредоточен большой набор графических объектов. Целью таких элементов управления является организация взаимодействия пользователя с инструментами программы. Выделяют следующие виды контроля:
- поле ввода – для ввода текстовых данных;
- командные кнопки – для выполнения действия;
- переключатели – предназначены для выбора одного из нескольких сгруппированных вариантов, имеют вид кружочков с точками;
- флажки – предназначены для выбора нескольких вариантов; их активация отмечена галочкой;
- выпадающие списки – содержат список команд; большой список не отображается, он расширяется при нажатии кнопки развернуть.
Речевой интерфейс
С использованием методов распознавания речи возник речевой интерфейс, где команды подаются голосом путем произнесения специальных слов. Эта функция удобна там, где другие виды взаимодействия с компьютерными программами затруднены. Например, система голосового управления в бортовом компьютере современного автомобиля позволяет управлять навигацией через меню, навигацией и климат-контролем.
Некоторые разработчики программного обеспечения развернули решения в области голосовых технологий. Они предлагают сервисы, распознающие речь человека и выполняющие действия в ответ на голосовые команды. Например, GoogleAssistant, Яндекс Алиса.
Биометрическая технология (мимическая технология)
Изначально работа по распознаванию лиц проводилась службами безопасности в местах массового скопления людей, например, в аэропортах, для выявления злоумышленников. Однако сейчас биометрические технологии получили более широкое распространение и используются крупными компаниями для идентификации клиентов. Примером могут служить банки, где биометрия используется для аутентификации постоянных клиентов без предоставления документов. Объектами идентификации являются отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, форма руки, почерк и голос.
Что мы узнали?
Пользовательский интерфейс — это набор инструментов и методов для общения между человеком и компьютером. Имеются командный, графический, голосовой интерфейсы, а также интерфейс высокого уровня, построенный на биометрической технологии.
Комментирование закрыто