Иерархическая система внешнего мира

Все во внешнем мире связано, и каждый объект связан с другими объектами посредством связей разной природы. Система связей между объектами реального мира иерархична. В данной статье кратко описывается иерархическая система во внешнем мире.

Иерархическая система окружающего мира

Объекты внешнего мира, взаимодействуя друг с другом, образуют целостную структуру, существующую в определенных пространственных границах и где каждый элемент имеет свое место благодаря иерархическим связям. Такая структура называется иерархической системой, в которой одни объекты подчинены другим объектам. Связи в такой системе направлены от основного уровня к подчиненным более низким, образуя древовидную структуру.

В зависимости от размера предметы различают:

  • микромир;
  • макромир;
  • мегамир.

Объекты, составляющие окружение человека, относятся к макрокосму. Это все, что можно увидеть невооруженным глазом. Макрообъекты могут иметь естественное или искусственное происхождение. Природные объекты делятся на живые и неживые.

С другой стороны, элементы макромира состоят из мельчайших частиц, которые невозможно увидеть без увеличительных приборов. Таким образом, человеческое тело состоит из клеток, клетки — из атомов и молекул, атомы — из элементарных частиц, которые чрезвычайно малы. Эти маленькие элементы образуют микрокосм.

В мегамир входят планеты, образующие солнечные системы, которые, в свою очередь, являются частью галактик, заполняющих всю Вселенную.

Подсистемы микро-, макро- и мегамиров также связаны иерархическими связями.

Иерархическая система внешнего мира

Рис. 1. Иерархическая система объектов окружающего мира.

В математике существует понятие фрактала, объекта с самоподобной структурой. Фрактал имеет структуру, которая повторяется в разных масштабах. Элементы его имеют строение подобное строению самого фрактала. Если посмотреть в целом на объекты вселенной, то можно увидеть некоторое подобие в строении атома и солнечной системы, и можно предположить о существовании фрактальной сущности мира.

Иерархическая система внешнего мира

Рис. 2. Строение Солнечной системы.

Система как объект изучения

Понятие системы является одной из основ науки. В информатике систему можно рассматривать как целостную взаимосвязанную структуру, существующую в определенной среде и имеющую определенную цель.

Иерархическая система внешнего мира

Рис. 3. Атомная структура.

Различные объекты могут функционировать как отдельная система или быть элементами другой, более крупной системы. Например, по отношению к человеку планета Земля представляет собой сложную систему с большим количеством взаимодействующих элементов. Но с другой стороны, Земля является структурной частью Солнечной системы и функционирует как подсистема. А Солнечная система по отношению к нашей планете – это среда существования.

Совокупность связей между объектами системы называется структурой системы.

Свойства системы

Система, как и любой объект исследования, рассматривается с точки зрения ее свойств. Основными особенностями системы являются:

  • Целостность – Система существует в совокупности своих частей и выполняет определенную функцию в среде своего существования.
  • Структурность – объекты системы взаимосвязаны.
  • Соответствие. Состав системы зависит от цели в природе и обществе.
  • Независимость. Система частично отделена от окружающей среды.

В системном анализе существует понятие эмерджентности, которое отражает закон системного эффекта. Согласно этому закону целое всегда больше суммы своих частей. Например, система живого организма состоит из кровеносной, пищеварительной, нервной, эндокринной подсистем, которые функционируя совместно, образуют системный эффект, то есть жизнь. Если вывести из строя одну из подсистем, то сама система живого организма прекратит свое существование.

Что мы узнали?

Объекты внешнего мира взаимосвязаны и образуют иерархическую систему. Есть элементы из микро-, макро- и мегамиров. Система представляет собой базовую концепцию и обладает характеристиками целостности, структуры, целесообразности и независимости.