Озон

Озон – химический газ, который является сильным окислителем. Какими свойствами обладает газ и для каких целей его добывают?

Общая информация

Озон был впервые открыт в 1785 году голландским физиком М ван Марумом. Он заметил, что при пропускании через воздух электрических разрядов воздух приобретает определенный запах. Однако термин «озон» был придуман позже немецким химиком Х. Ф. Шёнбейном в 1840 году.

Рис. 1. Х.Ф. Шенбейн.

Формула озона — О3, что означает, что озон состоит из трех молекул кислорода. Озон – аллотропная модификация кислорода. О3 — газ бледно-голубого цвета с характерным запахом, нестойкий, токсичный. При температуре -111,9 градусов этот газ сжижается. Растворимость озона в воде больше, чем у кислорода: в 100 объемах воды растворяется 49 объемов озона.

Рис. 2. Формула озона.

Это вещество образуется в атмосфере при электрических разрядах. Озоновый слой в стратосфере (25 км от поверхности) поглощает ультрафиолетовое излучение, опасное для всех живых организмов.

Озон – сильный окислитель, даже более сильный, чем кислород. Он способен окислять такие металлы, как золото и платина.

Особая химическая активность озона объясняется тем, что его молекула легко распадается на молекулу кислорода и атомарный кислород. Образующийся атомарный кислород активнее реагирует с веществами, чем молекулярный кислород.

Озон способен выделять йод из раствора йодида калия:

2Kl+2H2O+O3=I2+2KOH+O2

Бумага, пропитанная йодидом калия и крахмалом, на воздухе, содержащем озон, синеет. Эта реакция используется для обнаружения озона.

В 1860 году ученые Эндрюс и Тэт экспериментально доказали при помощи стеклянной трубки с манометром, наполненной чистым кислородом, что при превращении кислорода в озон происходит уменьшение объема газа

Получение и применение озона

Озон получают действием электрических разрядов на кислород в озонаторах.

Озон используется для обеззараживания питьевой воды, нейтрализации промышленных сточных вод и в медицине в качестве дезинфицирующего средства. Так же, как и хлорирование, озонирование оказывает дезинфицирующее действие, но преимуществом является то, что при использовании озона в очищенной воде не образуются токсины. Озон также эффективен против плесени и бактерий.

Рис. 3. Озонирование.

При остром отравлении озон поражает органы дыхания, раздражает слизистые глаз, вызывает головную боль. Токсичность озона резко возрастает при одновременном воздействии оксидов азота.

Озон — газ, который был открыт в конце 18 века и получил свое современное название только в середине 19 века. В отличие от кислорода, этот газ имеет характерный запах и бледно-голубой цвет.