Серебряный век

Литература Серебряного века занимает особое место в истории русской литературы. В этой статье, которая поможет вам подготовиться к урокам литературы в старших классах, мы рассмотрим, что означает этот термин.

Определение

Серебряный век — название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX — начало XX века.

Образное название дано по аналогии с термином «золотой век».

В широком смысле термин «Серебряный век» относится к литературной среде конца 19 — начала 20 веков. Если рассматривать, что такое Серебряный век в узком смысле этого термина, то это литература авторов, принадлежавших к модернистским течениям.

Течения

Серебряный век тесно связан с возникшими в это время литературными течениями. На рубеже веков родилось большое количество поэтов.

К направлениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм.

Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.

В соответствии с традициями символизма работали А. А. Блок и В. Я. Брюсов; имажинизм — раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгофа; Акмеизм — А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризм — В.В. Маяковский, В.В. Хлебников.

Серебряный век

Рис. 1. Модернистские движения.

Модернизм приходит на смену реализму, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).

Модернизм означал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.

Каждое модернистское движение имело ряд отличительных черт.

Декаданс

В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неизбежности конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Авторы в своих произведениях показали настроение тревоги и одиночества, возникло ощущение надвигающейся катастрофы.

Что мы узнали?

Серебряный век — период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX — начало XX века. Этот термин связан с модернистскими литературными течениями, вышедшими за рамки реалистического направления: символизмом (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизмом (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизмом (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризмом. (В. В. Маяковский, В. В. Хлебников). Эти литературные движения имели отличительные особенности. Все они соседствуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы с обреченностью и неизбежностью конца века, настроением тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).