План лирического анализа стихотворения

Составление плана лирического анализа стихотворения – важная задача для ученика на уроке литературы. Это помогает понять, что именно хотел выразить автор в своем произведении, какие идеи он хотел донести до читателя.

Для чего нужен план?

В школе их часто просят составить план анализа стихотворения. Многим школьникам это занятие кажется очень скучным. Но на самом деле комплексный анализ лирического произведения может дать учащимся больше знаний, чем они могли ожидать. Следуя пунктам плана, ученик изучает новую информацию, благодаря чему в дальнейшем понимает, с какой целью было написано то или иное стихотворение.

План также помогает выделить наиболее важную информацию о произведении, которая необходима при описании и пересказе изученного материала.

Перед началом составления плана стихотворение должно быть прочитано и понято учеником, если встречаются какие-либо незнакомые слова, их значение следует посмотреть в словаре.

План лирического анализа стихотворения

Рис. 1. Толковый словарь Даля.

План анализа стихотворения

План анализа лирического текста составляется в следующем порядке:

  • Инициалы автора и название стихотворения. В этом разделе должен содержаться историко-биографический материал: краткая биография автора, что побудило его написать данное произведение. Важно указать место, которое занимает это лирическое произведение в творчестве поэта.
  • Жанр произведения (обычно лирическое стихотворение), а также основная идея и тема.
  • Действие и композиция.

В большинстве стихотворениях сюжет отсутствует, так как они относятся к жанру лирики, а не к повествованию.

  • Образ лирического героя

Лирический герой не является автором, а автор не является лирическим героем. Мнение автора может совпадать или не совпадать с мнением лирического героя.

  • Художественные средства выразительности. Важным компонентом общего анализа является наличие художественно-выразительных средств. Благодаря им раскрывается художественный мир, который рисует автор, и становится видна глубина произведения. К художественным средствам выразительности относятся: эпитет, метафора, антитеза, синекдоха, литота, гипербола, оксюморон и многие другие.
  • Рифма, ритм, поэтический размер. Рифма может быть смежной, перекрестной или круговой. Поэтические размеры можно разделить на две группы: двухсложные (ямб, хорей) и трёхсложные (анапест, дактиль, амфибрахий).
  • Собственное мнение. В конце анализа вы должны сделать вывод и высказать собственное мнение о прочитанном. Важно сказать, понравилось ли вам стихотворение или нет и почему? Все аргументы должны быть обоснованы.

Что мы узнали?

В данной статье представлен план анализа стихотворения, его функции и характеристики. Здесь даны пояснения, с какой целью используется план после чтения стихотворения на уроках литературы. Также перечисляются элементы, которые должен содержать любой план (например, сведения об авторе, художественное выражение, заключение).