Высокая нервная активность

Совокупность условных рефлексов и психических функций, возникающих в коре головного мозга животных и человека, называется высшей нервной деятельностью (ВНД). Впервые термин был введен Иваном Петровичем Павловым.

Рефлексы

GNI позволяет адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Такая адаптация осуществляется посредством рефлексов (реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два типа:

  • безусловный – врожденный, наследственный, не требующий обучения;
  • условный – приобретенный в течение жизни.

Большинство центров безусловных рефлексов расположены в спинном и продолговатом мозге и не относятся к ВНД.
Безусловные рефлексы характеризуются следующими свойствами:

  • начать работать после рождения;
  • характерен для всего вида;
  • сохраняться на протяжении всей жизни;
  • возникает в ответ на стимуляцию определенных рецепторов.

Примерами являются сосательный, глотательный и дыхательный рефлексы. К безусловным рефлексам относится и быстрая реакция без вовлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов.

Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.

Условные рефлексы развиваются постепенно под влиянием внешней среды и носят индивидуальный характер. Их центры расположены в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются путем тренировки путем повторения определенных действий. У человека в процессе обучения развиваются условные рефлексы, например реакция на красный свет при вождении автомобиля.

Высокая нервная активность

Рис. 1. Пример условного рефлекса.

Психические функции

Система условно- и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной системой. Первая и вторая сигнальные системы разделены. Первая сигнальная система включает в себя восприятие ощущений, их анализ и реагирование. Через рецепторы система реагирует на свет, звук и прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют с помощью психических функций определенный образ мира. Их краткое описание представлено в таблице.

Функция

Описание

Чувство

Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений

Восприятие

Получать и обрабатывать информацию, которая поможет вам ориентироваться в окружающем нас мире

Обратите внимание на следующее

Концентрация мыслительной деятельности на определенной (наиболее важной) информации

Память

Храните информацию, полученную от органов чувств

Мышление

Отражение внешнего мира, проявляющееся в осознанных действиях

Мотивация

Стимуляция к деятельности под влиянием внешних раздражителей и к удовлетворению собственных потребностей

Чувства

Выражение отношения к внешнему миру

Высокая нервная активность

Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.

Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.

Помимо первой сигнальной системы, высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием второй сигнальной системы, связанной с пониманием и воспроизведением речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие стимулы, слово влияет на центры коры головного мозга, формируя образы и реакции. Оно развивается только в сообществе постоянного общения.

Высокая нервная активность

Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.

Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.

Что мы узнали?

Из урока биологии в 8 классе мы узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она состоит. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов в мозг, где обрабатывается и анализируется. На основе анализа формируется мировоззрение и ответы.