Амитоз

Процесс прямого деления без подготовки клеток называется амитозом. Впервые обнаружен в 1841 году биологом Робертом Ремаком. Этот термин был введен гистологом Уолтером Флеммингом в 1882 году.

Особенности

Амитоз — более простой процесс, чем митоз или мейоз. Амитоз у эукариот встречается довольно редко и чаще встречается у прокариот. Это более быстрый и экономичный процесс, чем митоз. Наблюдается при быстром восстановлении тканей. Амитоз разделяет стареющие клетки и клетки тканей, которые не делятся дальше митотически. Чаще всего это группа клеток, выполняющих строго определенные функции.

Амитоз наблюдается:

• при увеличении корневого чехлика;
  • в эпителиальных клетках;
  • при выращивании лука;
  • в рыхлой соединительной ткани;
  • в хрящевой ткани;
  • в мышцах;
  • в клетках зародышевых оболочек;
  • при увеличении водорослевой ткани;
  • в клетках эндосперма.

Основные особенности амитоза по сравнению с митозом:

• не сопровождается перестройкой всей клетки;
  • шпиндель отсутствует;
  • скручивания хроматина не происходит;
  • хромосомы не обнаруживаются;
  • отсутствие репликации ДНК (удвоение;
  • генетический материал распределен неравномерно;
  • образовавшаяся клетка неспособна к митозу.

Рис. 1. Митоз и амитоз.

Амитоз может происходить в опухолевых тканях. При неравномерном распределении генетического материала образуются дефектные эукариотические клетки с нарушенными внутриклеточными процессами.

Механизм

Амитоз — простой и редкий способ деления клеток, малоизученный. Известно, что амитоз возникает вследствие простого сужения (инвагинации) кариолеммы — ядерной мембраны, что приводит к разделению материнской клетки на две части. Во время деления клетка находится в интерфазе, т е в состоянии роста и развития, никоим образом не готовясь к делению. Процесс амитоза описан в таблице.

Фазы

Текущие процессы

Результат

Митоз

Образование ядерной перетяжки. Постепенное углубление перетяжки делит ядро ​​на две части

Образуются два ядра с неравномерным распределением генетической информации

Цитокинез

Разделение цитоплазмы с расположенными в ней органеллами на две части. Образуется перетяжка, делящая всю клетку на две части

Образуются две дочерние клетки с ядрами и нечетным количеством органелл

Не всегда при амитозе происходит цитокинез, т.е деление тела клетки – цитоплазмы со всем её содержим. В этом случае образуется два и более ядра под одной оболочкой (многоядерная клетка), что может приводить к образованию колоний (дрожжи).

Амитоз

Рис. 2. Дрожжевые ростки.

Значение

Амитоз биологически важен для быстрого восстановления тканей и размножения одноклеточных эукариотических и прокариотических организмов. Амитоз характерен для дрожжей, размножающихся бесполым путем (почкованием), бактерий и лейкоцитов человека.

Бактерии и другие прокариоты не имеют ядра. Поэтому амитоз происходит несколько иначе. Во-первых, кольцевая ДНК, прикрепленная к складке цитоплазматической мембраны (мезосоме), удваивается. Затем между двумя ДНК, прикрепленными к мезосомам, образуется перетяжка, делящая клетку пополам. Такое деление часто называют простым или бинарным.

Амитоз

Рис. 3. Разделение прокариот.

Мы выяснили, чем митоз отличается от амитоза, как происходит прямое деление клеток и какую роль оно играет в природе. Амитоз – самый быстрый способ деления, помогающий в короткие сроки восстановить поврежденные ткани. Характерно для эукариотов (редко) и прокариотов. Прямое деление клетки не требует подготовки: спирали хромосом, удвоения ДНК или создания веретена деления. При этом методе клетка делится неравномерно: дочерние клетки могут различаться по размеру и количеству генетической информации.