Увеличительные устройства

Изучение микроорганизмов стало возможным после изобретения и применения увеличительных приборов. В этой статье мы вспомним материал по биологии в 6 классе и повторим, какие приборы существуют, как они работают, а также познакомимся с историей открытия микроскопа.

Увеличительные приборы

Когда мы исследуем окружающий мир, человечество сталкивается с тем, что без специального оборудования невозможно рассмотреть и изучить строение живых организмов. Современная наука уже знает, что организмы состоят из клеток. Чтобы подтвердить это, ученые изобрели увеличительные устройства, позволяющие увеличить изображение в сотни раз. К такому оборудованию относятся:

• Увеличительное стекло — это простое устройство, позволяющее увеличить изображение до 20 раз. Состоит из ручки и рамки с увеличительным стеклом. Также существует лупа-подставка – это устройство, в котором стекло крепится на подставку. С помощью такого устройства вы сможете увидеть клетки, но не сможете узнать их структуру.

Увеличительные устройства

Рис. 1. Увеличительное стекло со штатива.
  • Микроскоп – более сложное оборудование, позволяющее видеть и изучать мельчайшие объекты. Его возможность увеличения достигает нескольких тысяч раз.

Слово «микроскоп» в переводе с греческого языка обозначает «микрос» – мелкий, «скопео» – смотреть.

Строение микроскопа

Световой микроскоп увеличивает изображения прозрачных и прозрачных предметов. Лучи света пронзают изучаемый предмет и с помощью увеличительных линз (их несколько) увеличивают изображение в сотни, тысячи раз.

Структура блока увеличения следующая:

• трубка (труба) с окуляром, расположенным в ее верхней части;
  • окуляр имеет оправу и пару увеличительных стекол;
  • на нижнем конце тубуса расположена линза, состоящая из оправы и нескольких увеличительных стекол;
  • стойка, к которой крепится труба;
  • винты для подъема и опускания трубы;
  • таблица объектов;
  • зеркало.

Для осмотра предмет его прикрепляют к предметному столику с помощью зажимов.

Увеличительные устройства

Рис. 2. Световой микроскоп.

Современные электронные микроскопы могут увеличивать изображение в 3,5 тысячи раз.

История создания микроскопа

Первые микроскопы появились в конце 16 в.; они состояли из двух линз. В 1665 году английский учёный Роберт Гук применил усовершенствованный тип микроскопа для изучения структуры среза дубовой пробки, на поверхности которого ему удалось рассмотреть поры (клетки). Увидев такие же клетки в сердцевине бузины, он назвал их «клетками».

Во второй половине 17 века голландскому учёному Левенгуку удалось сконструировать прибор, способный увеличивать в 270 раз. Так он открыл микроорганизмы.

Увеличительные устройства

Рис. 3. Микроскоп Левенгука.

Создание увеличительной техники положило начало изучению клеточного строения живых организмов.

Существует два типа увеличительных устройств: увеличительные стекла и микроскопы. С их помощью стало возможным изучать микроорганизмы и клеточное строение всего живого на планете. Современные микроскопы способны увеличивать изображения в несколько тысяч раз, тем самым помогая лучше понять строение и функции клеток, а также законы природы.