Строение бактериальной клетки

Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы. Строение бактериальной клетки обладает свойствами, которые являются причиной выделения бактерий в отдельное царство живого мира.

Оболочки клетки

Большинство бактерий имеют три оболочки:

• клеточная мембрана;
  • клеточная стенка;
  • слизистая капсула.

Клеточная мембрана находится в непосредственном контакте с содержимым клетки — цитоплазмой. Он тонкий и мягкий.

Клеточная стенка представляет собой плотную, более толстую мембрану. Его функция – защита и поддержка клетки. Клеточная стенка и мембрана имеют поры, через которые в клетку поступают нужные ей вещества и удаляются ненужные.

Многие бактерии имеют слизистую капсулу, выполняющую защитную функцию и обеспечивающую прилипание к поверхности клеток других организмов.

Именно благодаря слизистой оболочке стрептококки (один из видов бактерий) прилипают к зубам и вызывают кариес.

Цитоплазма

Цитоплазма – внутреннее содержимое клетки. 75% состоит из воды. В цитоплазме имеются включения – капельки жира и гликогена. Они являются запасными питательными веществами клетки.

Строение бактериальной клетки

Рис. 1. Схема строения бактериальной клетки.

Нуклеоид

Нуклеоид означает «подобный ядру». У бактерий нет настоящего, или, как еще говорят, сформированного ядра. Это означает, что они не имеют ядерной оболочки и ядерного отсека, как клетки грибов, растений и животных. ДНК находится непосредственно в цитоплазме.

Функции ДНК:

• хранит наследственную информацию;
  • реализует эту информацию, контролируя синтез белковых молекул, характерных для данного вида бактерий.

Отсутствие настоящего ядра является важнейшей характеристикой бактериальной клетки.

Органоиды

В отличие от клеток растений и животных, бактерии не имеют органоидов, построенных из мембран.

Но мембрана бактериальной клетки иногда проникает в цитоплазму и образует складки, называемые мезосомами. Мезосома участвует в размножении клеток и энергетическом обмене и заменяет функции мембранных органелл.

Единственные органеллы, обнаруженные у бактерий, — это рибосомы. Это небольшие тельца, которые располагаются в цитоплазме и синтезируют белки.

Многие бактерии имеют жгутик, с помощью которого они передвигаются в жидкой среде.

Формы бактериальных клеток

Форма бактериальных клеток различна. Бактерии, имеющие форму шара, называются кокками. В виде запятой – вибрионы. Палочковидные бактерии – это бациллы. Спирилла имеет вид волнистой линии.

Строение бактериальной клетки

Рис. 2. Формы бактериальных клеток.

Бактерии можно увидеть только под микроскопом. Средний размер клеток составляет 1–10 мкм. Обнаружены бактерии длиной до 100 микрон. (1 мкм = 0,001 мм).

Спорообразование

При возникновении неблагоприятных условий бактериальная клетка переходит в состояние покоя, называемое спорой. Причинами спорообразования могут быть:

• низкие и высокие температуры;
  • засуха;
  • недостаток питания;
  • опасные для жизни вещества.

Переход происходит быстро, в течение 18–20 часов, и клетка может оставаться в состоянии споры сотни лет. При восстановлении нормальных условий бактерия прорастает из споры в течение 4–5 часов и возвращается к обычному образу жизни.

Строение бактериальной клетки

Рис. 3. Схема образования спор.

Размножение

Бактерии размножаются простым делением. Клетка делится на две. Период от рождения клетки до ее деления составляет 20–30 минут. Именно поэтому бактерии широко распространены на Земле.

Мы узнали, что бактериальные клетки в целом похожи на клетки растений и животных, имеют мембрану, цитоплазму и ДНК. Основное отличие бактериальных клеток – отсутствие сформированного ядра. Поэтому бактерии называют донуклеарными организмами (прокариотами).