Память, один из видов психических функций, отвечает за запоминание, хранение и воспроизведение полученной информации. Благодаря памяти человек приобретает индивидуальный жизненный опыт.
Процессы
Память расположена в разных частях мозга и напрямую связана с органами чувств. Вся информация, полученная посредством слуха, зрения и осязания, сохраняется в памяти.
Деятельность памяти ограничивается четырьмя процессами:
- запоминание – основной процесс, посредством которого полученная информация сохраняется в памяти;
- хранение – длительный процесс сохранения информации;
- воспроизведение – добровольное или принудительное обновление информации;
- забывание – это процесс удаления «лишней» информации, потерявшей смысл.
Виды
Память классифицируется по нескольким критериям, которые описаны в таблице.
В разводе |
Память |
Описание |
По истечении времени запоминания |
Короткий срок |
Длится всего 30 секунд и может содержать до 7 изображений (предметов, слов, звуков) |
Долгосрочная перспектива |
Сохраняет важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память длительностью более 30 секунд преобразуется в долговременную память |
|
По информативности |
Двигатель |
Хранит информацию, полученную от мышечных рецепторов. Необходим для воспроизведения повседневных (прогулка) и специфических (танцевальные, спортивные) движений |
Фигуративный |
Сохраняет образы различной природы (слуховые, звуковые, зрительные) как целостный образ. Помогает восстановить инцидент |
|
Эмоциональный |
Хранит информацию обо всех впечатлениях |
|
Словесно-логический |
Запоминает устную информацию, услышанную или прочитанную |
|
По чувственному восприятию |
Слуховой |
Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, городской шум) |
Визуальный |
Хранит информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица) |
|
Двигатель |
Запоминание движений (письмо) |
|
Ароматизатор |
Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченной еды) |
|
В случае присутствия цели |
Невольно |
Запоминание информации бессознательно (случайно услышанные слова) |
Бесплатно |
Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучения) |
Разные виды памяти взаимосвязаны между собой и не действуют «поодиночке». Зачастую каждое сознательное действие нуждается в памяти. Например, чтобы записать услышанную историю, нужно «подключить» моторную (действия пальцев при письме) и логическую (последовательность изложения) память.
Законы памяти
Разная информация запоминается по-разному. При этом процесс запоминания индивидуален для каждого человека. Некоторые люди лучше воспринимают звуковую информацию, другие – визуальную. Однако существуют общие для всех людей правила или законы, связанные с особенностями памяти.
Законы выделены:
- действия – теоретические знания хорошо запоминаются на практике при индивидуальном использовании;
- интерес – интересная информация запоминается лучше всего;
- понимание – тщательная обработка информации помогает лучше ее запомнить;
- повторы – информация, повторенная несколько раз, запоминается лучше;
- края – память чувствительна к началу и концу информации.
Память запоминает любую информацию за всю жизнь. Чтобы «расширить» память, необходимо сознательно запоминать информацию, воспроизводить её, обновлять (вспоминать). Чем больше человек запоминает, тем больше образовывается нейронных связей, а, следовательно, память увеличивается.
Что мы узнали?
На уроке биологии в 8 классе мы узнали о понятии памяти, ее основных процессах, а также о разных видах (в зависимости от классификационного признака) и законах памяти, которые помогают лучше запоминать информацию.
Комментирование закрыто