Кровеносная система насекомых

Креносная система насекомых существенно отличается от аналогичной системы позвоночных по строению и другим характеристикам. Его развитие во многом определялось особенностями дыхательной системы. Кровеносная система насекомых представлена ​​одним сосудом, связанным с сердцем. Имеет открытый тип строения, при котором кровь не циркулирует по сосудам, а заполняет полости тела.

Общая характеристика

Кровеносная система насекомых незамкнутая. Это лакунарный тип системы, при котором кровь свободно движется через лакуны (синусы), омывая внутренние органы и ткани. Лишь часть крови заключена в главном органе кровообращения — спинномозговом сосуде.

Спинной мозг условно делят на два отдела:

• Задняя часть — это сердце, состоящее из ряда камер, способных пульсировать. Сердце насекомых выглядит как длинная мускулистая трубка с отверстиями по бокам
  • Передняя часть — аорта, лишенная камер и имеющая вид единой трубки.

Кровеносная система насекомых

Рис. 1. Позвоночные сосуды насекомых.

В отличие от нервной системы, кровеносная система насекомых отличается максимальной простотой. Она обусловлена отличной от животных дыхательной системой. Снабжение органов кислородом является второстепенной её функцией.

Функция сердца у насекомых сходна с функцией аналогичного органа у представителей других классов членистоногих: ракообразных, паукообразных. В момент расслабления сердце наполняется гемолимфой, а в момент сокращения гемолимфа выталкивается в артерии, после чего поступает в полость тела и омывает органы и ткани. Наполнив внутренние органы питательными веществами, она возвращается в сердце.

Кровеносная система насекомых

Рис. 2. Схема кровеносной системы насекомых.

В движении гемолимфы по организму участвует не только спинной сосуд, но и ножки, усы и крылья насекомых, на которых расположены дополнительные пульсирующие мышцы. Их работа во многом схожа с работой сердца.

Число сердечных сокращений у насекомых может быть различным. Оно во многом зависит от действия внешней среды, вида, возраста и физиологического состояния особи. В среднем оно может колебаться от 15–30 до 150 ударов в минуту.

Функции кровеносной системы

Жидкость, входящая в состав кровеносной системы насекомых и близкая по функциям к крови, называется гемолимфой. Это внутренняя среда тела насекомого. Обычно он бесцветный, желтоватый или зеленоватый.

Все органы, ткани и клетки организма находятся в непосредственном контакте с гемолимфой, из которой они черпают необходимые им питательные и другие вещества и выделяют в нее продукты обмена.

Кровеносная система насекомых

Рис. 3. Гемолимфа насекомых.

Гемолимфа не участвует в газообмене и не выполняет функцию переноса кислорода и углекислого газа. Это связано с особенностью строения дыхательной системы насекомых, в которой функцию газообмена осуществляют трахеи.

В организме насекомых гемолимфа выполняет следующие функции:

• Обеспечивает органы и ткани необходимыми питательными веществами.
  • Перенос растворенных продуктов обмена в органы выделения.
  • Обеспечивает иммунную защиту. Клетки гемолимфы – гемоциты – способны быстро реагировать на бактерии или паразиты, попадающие в организм насекомых.
  • Защита внутренних органов и тканей от механических повреждений. При повреждении покровов клетки гемолимфы действуют как «пробки» и запечатывают образовавшиеся дефекты.

В реферате по биологии для 7 класса можно кратко рассказать о том, какие функции выполняет кровеносная система насекомых. Имеет открытый тип строения и состоит из сердца и аорты. Гемолимфа переносит питательные вещества к органам и тканям, но не выполняет функцию газообмена.