Клеточные включения

Помимо органелл или органелл, клетка содержит непостоянные клеточные включения. Обычно обнаруживается в цитоплазме, но может быть обнаружен в митохондриях, ядре и других органеллах.

Виды и формы

Включения — это необязательные компоненты растительной или животной клетки, которые накапливаются в процессе жизни и метаболизма. Не следует путать включения с органеллами. В отличие от органелл, в структуре клетки появляются и исчезают включения. Некоторые из них мелкие, едва заметные, другие крупнее органелл. Они могут иметь разную форму и разный химический состав.

По форме выделяют:

• гранулы;
  • кристаллы;
  • зерно;
  • капли;
  • комочки.

Рис. 1. Формы включений.

По своему функциональному назначению включения делятся на следующие группы:

• трофические или накопительные – запасы питательных веществ (в составе липидов, полисахаридов, реже – белков);
  • секреты – химические соединения в жидкой форме, накапливающиеся в клетках железы;
  • пигменты – окрашенные вещества, выполняющие определенные функции (например, гемоглобин переносит кислород, хлорофилл – зеленый пигмент, обеспечивающий фотосинтез, меланин – окрашивает кожу);
  • экскременты – это продукты метаболического распада.

Клеточные включения

Рис. 2. Пигменты в клетке.

Все включения являются продуктами внутриклеточного обмена веществ. Часть так и остаётся в клетке «про запас», часть расходуется, часть со временем выводится из клетки.

Строение и функции

Основными включениями клетки являются жиры и углеводы, реже белки. Их краткое описание приведено в таблице «Строение и функции клеточных включений”.

Включения

Состав

Функции

Примеры

Липиды

Маленькие капли. Обнаружен в цитоплазме. У млекопитающих капельки жира расположены в особых жировых клетках. У растений большая часть капель жира находится в семенах

Они являются основным источником энергии; при расщеплении 1 г жира выделяется 39,1 кДж энергии

Клетки жировой соединительной ткани

Полисахариды

Гранулы разных форм и размеров. Обычно хранится в клетках животных, грибов и бактерий в виде гликогена. Крахмальные зерна накапливаются в растениях

При необходимости они восполняют недостаток глюкозы и действуют как энергетический резерв

Клетки поперечнополосатых мышечных волокон печени

Белка

Гранулы в виде пластинок, шариков, палочек. Они встречаются реже, чем липиды и сахара, поскольку большая часть белков потребляется в процессе метаболизма

Строительные материалы

Яйца, клетки печени, простейшие

В растительной клетке роль включений играют вакуоли – мембранные органеллы, накапливающие питательные вещества. Вакуоли содержат водный раствор с органическими (сахара, органические кислоты) и неорганическими (соли) веществами. В цитоплазме могут накапливаться соли различных кислот в виде кристаллов. Липиды в виде капель накапливаются в цитоплазме.

Рис. 3. Вакуоль.

Узнал о расположении, строении и функции клеточных включений. В цитоплазме и некоторых органеллах клетки могут находиться жировые, углеводные и белковые включения в виде капель, зерен и гранул. Включения характерны для всех клеток и могут появляться и исчезать в течение жизни.