Итальянский богослов Фома Аквинский был одним из наиболее влиятельных представителей средневековой схоластической мысли, а также основателем богословской школы Фомы.

Ранние годы

Сын Ландальфа, графа Аквинского, святой Фома Аквинский родился около 1225 года в итальянском городе Роккасекка, в Сицилийском королевстве. Томас был младшим из девяти детей в семье. Несмотря на то, что родители мальчика происходили от императоров Фридриха I и Генриха VI, семья принадлежала к низшему сословию дворянства.

Еще до рождения сына святой отшельник предсказал матери мальчика, что ребенок вступит в орден монахов и проповедников и станет великим ученым, достигнув невероятной степени святости.

Основной темой средневекового мышления является дилемма соединения теологии (веры) и философии (разума). Мыслители никак не могут соединить знания, полученные через божественное откровение, с информацией, полученной естественным путем, с помощью разума и эмоций. Согласно «теории двойной истины» Аверроэса, два типа знания совершенно противоречивы. Революционные взгляды Фомы Аквинского заключаются в том, что «оба типа знания в конечном итоге исходят от Бога» и поэтому совместимы друг с другом. И они не только совместимы, но и дополняют друг друга: Томас утверждает, что откровение может направлять разум и защищать его от ошибок, в то время как разум может очистить веру и освободить ее от тайны. Фома Аквинский идет дальше и обсуждает роль веры и разума как в понимании, так и в доказательстве существования Бога. Он также всеми силами защищает образ Бога как всемогущего существа.

Фома, единственный в своем роде, говорит о связи между правильным социальным поведением и Богом. Он считает, что государственные законы по сути являются естественным продуктом человеческой природы и поэтому являются неотъемлемой частью общественного благосостояния. Строго соблюдая законы, человек может заслужить вечное спасение своей души после смерти.

Работы

Очень плодовитый писатель, Фома Аквинский написал около 60 произведений, от коротких заметок до огромных томов. Рукописи его произведений были распространены в библиотеках по всей Европе. Его философские и богословские работы охватывают широкий круг тем, включая комментарии к библейским текстам и обсуждения натурфилософии Аристотеля.

Вскоре после смерти Фомы Аквинского его произведения получили широкое признание и получили горячую поддержку среди представителей доминиканского ордена. Его «Summa Teologica» («Сумма богословия»), пришедшая на смену «Словам в четырех книгах» Петра Ломбардского, стала важнейшим учебником по богословию в университетах, семинариях и школах того времени. Влияние сочинений Фомы Аквинского на формирование философской мысли настолько велико, что число написанных к ним комментариев к настоящему времени составляет не менее 600 произведений.

Последние годы и смерть

В июне 1272 года он принял предложение поехать в Неаполь, чтобы обучать монахов-доминиканцев в монастыре рядом с университетом. Он по-прежнему много пишет, но смысла в его произведениях становится все меньше.

Во время празднования дня святителя Николая в 1273 году Фоме Аквинскому приходит видение, отвлекающее его от работы.

В январе 1274 года Фома Аквинский отправился в паломничество во Францию, чтобы присутствовать на службах в честь Второго Лионского собора. Но по дороге его поразила болезнь, и он остановился в цистерцианском монастыре Фоссанова в Италии, где и скончался 7 марта 1274 года. В 1323 году Фома Акино был канонизирован папой Иоанном XXII.