Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времен.
Детство и ранние годы
Альберт Бандура, младший из шести детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, Альберта, Канада. В его жилах текла смешанная украинская и польская кровь.
Возможности образования в маленькой деревне были более чем скромными. Первые знания Альберт получил в небольшой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить сферу своих знаний и их понимания.
В самом начале научной карьеры на взгляды Бандуры сильное влияние оказали работы Роберта Сирса по теме социального поведения и идентификации. Бандура объединяется с Ричардом Уолтерсом и начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.
Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение и копирование поведения человека основано на трех принципах: стимул, который формирует поведенческую реакцию, реакция, которая влияет на поведенческую реакцию, и когнитивные функции социализации, которые влияют на поведенческую реакцию.
После детального исследования этой проблемы Бандура в 1959 году опубликовал свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера — поощрения, наказания, положительное и отрицательное подкрепление — как ключевые методы лечения агрессивных детей. Вместо этого автор предлагает выяснить причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие исследования в этой области привели к публикации в 1973 году его второй книги «Агрессия: анализ социального обучения». Бандура продолжил свою работу и написал научную работу «Теория социального обучения» (1977), радикально изменившую направление развития психологии в 1980-е годы.
Основанная исключительно на практических экспериментах, проведенных автором и легко проверяемых, новаторская «Теория социального обучения» стала первой подобной работой в психологии. Это резко отличалось от преобладающих в то время теорий Зигмунда Фрейда.
В 1961 году Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, который произвел революцию в психологии, сменив ее направление с бихевиористского на когнитивное. Бандура эмпирически доказывает, что молодые особи находятся под сильным влиянием поведения взрослых. В тех случаях, когда родителей хвалили за жестокие поступки, дети постоянно били куклу и подражали взрослым. Но когда такое поведение не получило одобрения взрослых, дети перестали бить куклу.
Не ограничиваясь лишь изложением теории, Бандура дает четкое объяснение своего собственного взгляда на человеческое познание мира в контексте социального обучения. И, в конечном итоге, теория социального научения приводит к формулировке социальной когнитивной теории.
Рассмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, детерминированной влиянием внешних факторов, и в 1986 г написал книгу «Социальные основы мысли и действия: теория социального познания».
В этой книге он развивает концепцию когнитивной теории и предполагает, что на человека, помимо внешних факторов, также влияют окружающая среда и личностные характеристики, включая когнитивные, эмоциональные и биологические процессы.
В 1970-е годы Бандура исследует влияние веры в эффективность собственных действий на деятельность человека. Несмотря на то, что он рассматривает эту проблему сквозь призму других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех изменений, происходящих в личности, а также основным источником возникающих страхов.
Теория самоэффективности не только продвинула вперед изучение фобий, но также нашла применение в лечении жертв стихийных бедствий и людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством. Именно чувство контроля над собой помогло людям, пережившим подобную травму, оправиться от случившегося. А затем, в 1997 году, Бандура обратился к этому вопросу в своей книге «Самоэффективность: тренировка контроля».
Награды и достижения
За свою долгую жизнь Альберт Бандура получил почетные докторские степени шестнадцати различных университетов по всему миру, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфреда, Римский университет, Летбриджский университет, Университет Саламанки в Испании, Университет Индианы, Университет Нью-Брансуика, Государственный университет Пенсильвании, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Высшая школа Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I из Испании, Афинский университет и Университет Катании.
В 1974 году Бандура был избран 82-м президентом Американской психологической ассоциации.
В 1980 году он стал членом Американской академии искусств и наук. В том же году Американская психологическая ассоциация наградила его наградой за выдающийся вклад в науку как первого исследователя, серьезно изучившего вопрос личностной саморегуляции.
В 1999 году Бандура был удостоен премии. Эдвард Ли Торндайк «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».
В 2001 году Бандура получил престижную премию за научные достижения от Ассоциации развития поведенческой терапии. Аналогичную награду ему вручила Западная ассоциация психологов.
Американское психологическое общество наградило Бандуру премией Джеймса Маккина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил его золотой медалью за значительные достижения в психологической науке».
За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура получил премию Гревемера от Университета Луисвилля в 2008 году.
Личная жизнь и наследие
В 1952 году Альберт Бандура женился на Вирджинии Варнес. Этот союз ознаменовался рождением двух дочерей, Кэрол и Мэри.
Вирджиния Уорнс умерла в 2011 году.
Интересные факты
Альберт Бандура — величайший психолог нашего времени, первый, кто предложил теорию социального обучения и заложил основы теории самоэффективности.
Комментирование закрыто