Анализ стихотворения Фета «Над жаркими полями зреет рожь

Стихотворение «Над жаркими полями зреет рожь» написано в характерном для Фета стиле. Будучи последователем «чистого искусства», он не мог не запечатлеть прекрасный образ природы. Краткий анализ «Над жарким полем зреет рожь» по плану поможет учащимся 10-го класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве материала для подготовки к уроку литературы.

Краткий анализ

Тема — середина лета, которую поэт описывает как время радости для глаз.

Композиция одночастная, одним мазком Фет рисует всю картину, описывает ее с разных сторон.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Эпитеты – «теплое поле», «головокружительный ветер», «золотые тени», «бескрайняя осень», «огнедышащее око”.

Персонификации – «капризный ветер несет», «луна смотрит тревожно», «луна удивляется», «на мгновение огнедышащее око закрывает небо”.

История создания

Неизвестно, в каком именно году было написано это произведение. Ученые относят его к концу 1850-х годов, а напечатано оно было в 1860 году, когда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале «Русский вестник”.

Фет был апологетом идеи «чистого искусства»; он считал, что поэзию следует отделить от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько образ, который должен был увидеть читатель, сколько то чувство, которое нужно было ощутить. Так что стихотворение «Над жарким полем зреет рожь» представляет собой суть словесного выражения счастья и красоты.

Тема

Основной темой стихотворения является именно описание разгара лета и тех чувств, которые вызывает это время года у лирического героя. Интересно, что он не описывает жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние умиротворения, испытываемое лирическим героем. Такое условие продиктовано тем, что рожь хорошо выросла, а значит, зимовка будет полноценной. Это скорее подсознательное чувство, чем сформировавшаяся мысль, но это чувство тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стихотворения одночастная; на протяжении всех трех строф Фет описывает один и тот же образ и связанное с ним эмоциональное состояние лирического героя.

Так в первой строфе читатель получает прекрасную картину поля уже спелой ржи, колышущегося на ветру.

Вторая строфа является указанием на время, когда происходит действие, — на тот период суток, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не совсем ушло.

А третья строфа показывает закат над краем поля, сигнализирующий об окончании дня. Переход дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Жирный шрифт не указывает прямо на присутствие человека, но идея и чувства принадлежат ему. Это раскрывает психологизм творчества поэта, выделяет его произведения из русского литературного наследия XIX века.
Хорейный триметр с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, одновременно помогая поэту выразить свое восхищение красотой летнего вечера перед закатом. Простой ритм позволяет легче воспринимать произведение и ощущать все вложенные в него эмоции.

Жанр

Это классическое лирическое стихотворение, так как оно имеет яркое эмоциональное начало и отражает мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические средства выразительности, помогающие ему выполнить свою художественную задачу.

  • Эпитет – «теплое поле», «капризный ветер», «золотые оттенки», «бескрайняя осень», «огнедышащее око”.
  • Персонификации – «капризный ветер несет», «луна смотрит тревожно», «луна поражена», «на мгновение огнедышащее око закрывает небо”.

Благодаря персонификациям природа предстает чем-то неподвластным человеку, чем-то имеющим свою волю. Человек может восхищаться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, почувствовать истинную гармонию.