Природа в текстах И. Никитина тесно связана с жизнью крестьян. Доказательством тому является стихотворение «Зимняя ночь в деревне», изученное в 4 классе. Работа относится к пейзажно-философским текстам. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «Зимней ночи в деревне» по плану.

Краткий анализ

История создания — Стихотворение было написано в 1853 году, через два года после творческого дебюта. Первая публикация – 1854 г

Тема стихотворения – красота зимы и предсмертные думы старухи-крестьянки.

Композиция — Анализируемое стихотворение можно разделить по смыслу на две части: зимний пейзаж и рассказ о старухе, предчувствующей близкую смерть. Формально произведение разделено на шестнадцать четверостиший.

Жанр: элегия.

Поэтический метр — написан хореем триметром, перекрестная рифма АБАБ

Метафоры – «дорога не ведет к добру», «оба молоды, ума в них нет».

Эпитеты – «голубой свет», «сонная деревня», «тяжелый труд», «бедная старушка», «злой человек».

Сравнение – «крест под облаками, как свеча, которая горит».

История создания

Стихотворение написано в 1853 году и относится к ранним текстам Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, выучил языки и увлекся русской и зарубежной литературой.

Поэту, видимо, было поручено создать анализируемое произведение из печальных рассказов крестьян об их жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его магазине всегда были прихожане. От этих людей будущий поэт услышал, что такое крестьянская жизнь. Таким образом, в сердце Никитина зажглась любовь к простым людям, что не могло не отразиться в его творчестве.

Произведение поэта было опубликовано годом позже в журнале «Библиотека для чтения» за 1854 год.

Тема

В произведении тесно переплетаются две темы: красота зимы и предсмертные мысли старухи-крестьянки. Они раскрываются в монологе лирического героя, который словно наблюдает за происходящим со стороны.

В первых стихотворениях изображен веселый зимний пейзаж: сияющая луна над деревней, блестящий снег и засыпанные метелью хижины. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Второе четверостишие посвящено описанию храма, залитого лунным светом. Этот образ символичен для православных. Религия занимала особое место среди русского народа, что подчеркивается в строках: «Крестьяне спят с молитвой к Богу». Эта деталь помогает в полной мере отобразить крестьянский вкус. Постепенно веселое настроение сменяется грустным: улицы пусты и одиноки, все окутано тьмой «глупое молчание». Когда мы читаем следующие стихи, мы понимаем причину таких изменений.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о грусти, которая царит в одной из хижин. В нем старуха чувствует приближение смерти. Она переживает, что ее внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети будут обращаться за помощью к чужакам, среди которых много злых людей. Женщина переживает, что сироты выберут греховный путь и забудут Господа. Женщина находит утешение в молитвах к Богу, прося Всевышнего не бросать ее внуков и быть им опорой.

В рассказе о старухе И. Никитин упоминает о существенных чертах крестьянской избы — лампаде и иконах. Кажется, они подразумевают, что Бог всегда близок к тем, кто верит в Него.

Поэт не рассказывает, как сложилась судьба сирот, но красноречиво намекает на это в последних строфах: «потрясающий автор песен» мчались в поле, распевая грустные песни.

Композиция

Анализируемое стихотворение по смыслу можно разделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старухе, предчувствующей близкую смерть. Части различаются по длине, большинство строк посвящено истории старухи. Чтобы в полной мере передать все, что чувствовала умирающая, автор создает от ее имени монолог. Он получает несколько строф. Лирический герой отходит в них на второй план. Формально произведение разделено на шестнадцать четверостиший.
Поэтический размер – хорейный триметр. В стихотворении используется схема перекрестной рифмы ABAB и есть как мужские, так и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем преобладает грустное настроение, которое усиливается в последних строках. Это печальное размышление на философские темы жизни и смерти, веры и неверия.

Средства выразительности

И. Никитин художественными средствами делал пейзажные зарисовки. Они же являются основой рассказа о старухе и изображения крестьянской жизни.

В тексте есть метафоры – «дорога плохая», «оба молодые, интеллекта нет», эпитет – «голубой свет», «сонная деревня», «тяжелая работа», «бедная старушка», «злой человек» и сравнение – «Крест под облаками, как свеча горит».

В монологе, написанном от имени старухи, чувствуется отчаяние, которое передается с помощью восклицаний. В некоторых строфах используется аллитерация, например в описании сонного села преобладают слова с согласными «с» и «з»: «пустая, одинокая, стая деревня заметена вьюгами вглубь изб».