Анализ стихотворения Гумилева «Жираф

В 11 классе школьники изучают произведения Н. Гумилева. Многие его работы поражают оригинальными экзотическими образами. Не стало исключением и стихотворение «Жираф», которое поэт создал под впечатлением от путешествия по Африке. Предлагаем вам ознакомиться с кратким разбором «Жирафа» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 году под впечатлением путешествий по экзотическим странам.

Тема стихотворения – женская печаль и рассказы о загадочных далеких краях.

Композиция — стихотворение представляет собой монолог лирического героя, обращенный к грустному слушателю. Что касается смысла, то он разделен на две части: описание грустной женщины и рассказ о загадочных землях, в центре которого находится изображение жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, в которых постепенно развиваются центральные мотивы.

Жанр: элегия.

Поэтический размер — пятистопный амфибрах, перекрестная рифма АБАБ.

Метафоры — «…образец, которому осмеливается подражать только луна, давящая и покачивающаяся на влаге широких озер», «земля видит много чудесного».

Эпитет — «тонкие руки», «изящная стройность», «загадочные края», «изысканный жираф».

Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бегущий, «подобный полету радостной птицы».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Поэт любил путешествовать по Востоку, Турции и Африке. Культура и природа этих стран сильно отличаются от русских, поэтому они не могли оставить поэта равнодушным. Так в его текстах появились экзотические мотивы. «Жираф» был написан в 1907 году, а уже в 1908 году Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, игроком-неудачником и, наконец, путешественником. Последнее мы видим в анализируемой работе.

Тема

Автор развивает тему экзотических стран и обрамляет ее рассказом о женской печали. В центре произведения три основных образа – лирический герой, его слушатель и жираф. Строки написаны от первого лица.

Первые строки представляют собой вступительную часть, показывающую, что побудило лирического героя рассказать о далеких краях. Лирический герой увидел, что женщина особенно грустна. Неизвестно, кто скрывается под образом женщины: жена или сестра. Чтобы подбодрить ее, герой решил рассказать ей о жирафе.

Он говорит, что животное живет у озера Чад. Понятно, что лирическому герою жираф очень нравится, ведь первое, на что он обращает внимание, — это изысканный внешний вид животного, «изящная гармония» и волшебные рисунки на коже. Последнее у поэта ассоциируется с лунным светом, падающим на воду. Героя также завораживают контуры жирафа и плавность его бега.

Образ экзотического животного наталкивает лирического героя на чудесные воспоминания о далеких краях. Он рассказывает женщине вещи, которые для нас необычны. Вскоре рассказчик останавливается, видя, что ему не удалось развеселить слушателя. Напротив, она начала плакать. Можно предположить, что печаль обострилась оттого, что героиня оказалась заточенной в тумане и очень сожалеет о том, что не смогла увидеть всего, о чем слышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов стихотворение заняло большое место в русской литературе.

Композиция

При анализе стихотворения обращает на себя внимание композиция. По смыслу он разделен на две части: рассказ о грустной женщине и рассказ о жирафе, загадочных землях. Первая часть обрамляет вторую, но гораздо меньшую по объему. Формально произведение разделено на пять четверостиший.

«Жираф» написано пятистопным амфибрахом. Н. Гумилев использовал перекрестную рифму АБАБ.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, поскольку оно представляет собой размеренный рассказ о лирическом герое, а некоторые стихотворения «оттенены» грустным настроением.

Средства выразительности

Автор использует выразительные средства, чтобы передать настроение героини произведения, а также воссоздать экзотические образы. Тропы поражают своей оригинальностью.

В тексте есть метафоры – «…образец, которому осмеливается подражать только луна, разбивает и колышет влагу в широких озерах», «земля видит много чудесного»; эпитет – «тонкие руки», «изящная стройность», «загадочные края», «изысканный жираф» и сравнения – «вдалеке оно похоже на цветные паруса корабля, «бегущего», как полет радостной птицы».

Психологические акценты расставляются с помощью интонации. Поэт использует различные типы синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, недомолвки. Аллитерация придает акцент некоторым строкам. Например, в первом грусть героини подчеркивается сочетанием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу, что твой вид особенно печален».