М. Ю. Произведение Лермонтова «Желание» написано в фольклорных традициях: это элегия с элементами подражания народным песням. Тема произведения – семейная легенда о происхождении поэта. Полный и краткий анализ «Желания» по плану поможет вам подготовить урок литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Тема – тоска по дому, о невозможных, несбывшихся мечтах, одиночестве.
Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в землю предков. Он состоит из 6 строф, содержательно разделенных на «путешествие» и «монолог лирического героя”.
Жанр: элегия.
Поэтический метр — произведение написано чередованием амфибрахия и анапеста, паррима (ААББ).
Эпитет – «туманные горы», «забытая пыль», «ржавый меч», «храбрые бойцы», «чужой снег”.
Метафора – «распространялись морские волны”.
История создания
Стихотворение было написано молодым Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. В семье поэта сохранилась легенда, что их род произошел от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения, неизвестно, но воображение юноши восполнило все недостающие детали, и появилось несколько наивное, романтическое стихотворение «Желание”.
Мечты юноши о свободе, возможности побывать в далекой стране своих предполагаемых предков были явно нереалистичны, это было связано со временем и финансовым положением семьи поэта. Такое путешествие могли позволить себе только очень богатые люди. Шестнадцатилетний мальчик прекрасно это понял, и его пожелания воплотились в красивом, грустном стихотворении с соответствующим названием. Сыграло свою роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Не следует также исключать влияние известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого в этот период был увлечён юный Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.
Тема
Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества можно увидеть и в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте «родиной» является земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом произведении – только Россия, которую искренне любил поэт.
Лирический герой жаждет превратиться в птицу и покинуть чужой край, в котором он родился и вынужден жить. Он рисует картины далеких предков, шотландских полей и гор, мысленно летая над далекой мистической землей. Главный герой, лирический герой, которого автор отождествляет с самим собой, терзается желанием и невозможностью побывать на родине своих предков – Шотландии. Лирический герой явно присутствует в стихотворении, и уводит читателя с собой в иллюзорный мир. Местоимение «Я» используется автором довольно часто, что не оставляет безличного эффекта на лирическом повествовании.
Композиция
Стихотворение состоит из шести строф, связанных между собой рифмами. В каждом четверостишии 1 и 3 строфы написаны амфибрахием, 2 и 4 — анапестом. Это придает поэтическому тексту совершенно своеобразное звучание, весьма необычное для большинства произведений Лермонтова. Первые четыре строфы — это воображаемое путешествие лирического героя, перевоплотившегося в «степной ворон”
. Последние две строфы — восклицание о неизбежности подчинения своей судьбе, невозможности изменить суждено.
Жанр
Жанр представляет собой лирическое стихотворение, на которое намекают грустные мысли, жажда невозможного, философские выводы о жизни и судьбе. На принадлежность стихотворения к этому жанру указывает и то, что оно написано от первого лица.
Средства выразительности
Наличие большого количества эпитетов делает язык поэтического текста образным и живым: «туманные горы», «забытая пыль», «ржавый меч», «отважные бойцы», «чужой снег”.
Эти языковые средства выразительности являются самыми любимыми в творчестве поэта. Романтические картины далеких лет словно оживают благодаря мастерству художника.
Стихотворение насыщено анафорами, это придает ему музыкальность и эмоциональность (первая строфа, строки 1 и 3: «Почему я не птица, не степная сова… Почему я не могу парить в небе”
. Вторая строфа 2 и 3 стихов: «Там, где цветут поля моих предков, Где в пустом замке, на туманных горах…”)
.
Комментирование закрыто