Стихотворение «Зеленый шум» было написано Некрасовым в форме песни – и эта форма была выбрана неслучайно. Основная идея произведения – победа жизни над смертью, выраженная в образах весны и зимы. Краткий анализ «Зеленого шума» по плану поможет учащимся 7 класса понять замысел автора. Этот материал вы можете использовать на уроке литературы.

Краткий анализ

Тема стихотворения — семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.

Композиция — произведение разделено на четыре части, где темы чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая рассказывают историю земледельца. Партии прерываются припевом.

Жанр: баллада.

Размер стихотворения – четырехстопный ямб, строки не рифмуются.

Прозвища — «весенний шум», «теплое солнышко», «липа бледнолистная», «белая береза», «зеленая коса», «тростник», «высокий клен”.

Персонификация: «ветер игриво разносится”.

Сравнения – «ольховая пыль подобна облаку», «вишневые сады словно переливаются молоком”.

История создания

Идея написать это произведение пришла автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который покрыл все зеленой пылью и облаками пыльцы. Именно эти выразительные образы использовал поэт.

Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале «Современник». В 1864 году поэт опубликовал сборник своих произведений, в который вошёл «Зеленый шум”.

Тема

Произведение посвящено семейным предательствам и построено на параллелизме между человеком и природой. Главный смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание мстить, убивать, так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обид и всего зла, которое ее отягощает.

Композиция

Некрасов переносит прием психологического параллелизма от содержания к форме и делит произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая — рассказы крестьянина, пришедшего с работы и обнаружившего, что он и его жена «произошла проблема” (при этом он иносказательно говорит о ее измене). Важно отметить, что фермер не хочет знать о том, что произошло; он мысленно ругает жену за то, что она не может держать рот на замке и сама сказать ему, заставляя его думать об убийстве и точить нож.

В этом случае описание природных явлений используется как основа основной части – рассказа о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который планировал уничтожить предателя, но приход весны все изменил, поставил его в совершенно иное настроение и заставил задуматься о том, что любовь включает в себя еще терпение и умение прощать. И только Бог может быть судьей человека – это подчеркивается в последней строфе.

Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает замысел Божий.

Жанр

Произведение написано в жанре баллады. Автор, имитирующий жанр семейных песен о любви и предательстве, описывает типичную ситуацию и рассказывает реалистическую историю. Произведение содержит интригу, вмешательство потусторонних сил (сил природы) в развитие действия, что также указывает на его принадлежность к жанру баллады.

Для написания произведения поэт использовал четырехстопный ямб, близкий к песенной форме. А для того, чтобы оно имело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмы.

Средства выразительности

Это произведение действительно богато множеством тропов, которые Некрасов использует и для передачи народных мотивов:

  • Эпитет – “весенний шум», «теплое солнце», «липа бледнолистная», «береза ​​белая», «коса зеленая», «тростник», «клен высокий”.
  • Персонификация – «Ветер разносится игриво”.
  • Сравнения – “пыль бузины подобна облаку», «вишневые сады словно переливаются молоком”.

В то же время средства выразительности очень просты – а откуда в полукрестьянской песне берутся сложные образы и обороты речи?

Особую роль в произведении играет припев. Он разделяет его части.