Стихотворение «Зеленый шум» было написано Некрасовым в форме песни – и эта форма была выбрана неслучайно. Основная идея произведения – победа жизни над смертью, выраженная в образах весны и зимы. Краткий анализ «Зеленого шума» по плану поможет учащимся 7 класса понять замысел автора. Этот материал вы можете использовать на уроке литературы.
Краткий анализ
Тема стихотворения — семейная измена и прощение под влиянием положительных чувств, связанных с весенним обновлением природы.
Композиция — произведение разделено на четыре части, где темы чередуются: первая и третья рассказывают о приходе весны, вторая и четвертая рассказывают историю земледельца. Партии прерываются припевом.
Жанр: баллада.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб, строки не рифмуются.
Прозвища — «весенний шум», «теплое солнышко», «липа бледнолистная», «белая береза», «зеленая коса», «тростник», «высокий клен”.
Персонификация: «ветер игриво разносится”.
Сравнения – «ольховая пыль подобна облаку», «вишневые сады словно переливаются молоком”.
История создания
Идея написать это произведение пришла автору после того, как он прочитал текст украинской песни, в которой рассказывалось о Днепре, который покрыл все зеленой пылью и облаками пыльцы. Именно эти выразительные образы использовал поэт.
Стихотворение он написал в 1863 году и в том же году опубликовал его в журнале «Современник». В 1864 году поэт опубликовал сборник своих произведений, в который вошёл «Зеленый шум”.
Тема
Произведение посвящено семейным предательствам и построено на параллелизме между человеком и природой. Главный смысл таков: прощение в душе человека побеждает желание мстить, убивать, так же, как весна побеждает зиму. Возрождение природы подобно очищению души человека от обид и всего зла, которое ее отягощает.
Композиция
Некрасов переносит прием психологического параллелизма от содержания к форме и делит произведение на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвертая — рассказы крестьянина, пришедшего с работы и обнаружившего, что он и его жена «произошла проблема”
(при этом он иносказательно говорит о ее измене). Важно отметить, что фермер не хочет знать о том, что произошло; он мысленно ругает жену за то, что она не может держать рот на замке и сама сказать ему, заставляя его думать об убийстве и точить нож.
В этом случае описание природных явлений используется как основа основной части – рассказа о прощении. Поэт в своем стихотворении показывает колебания главного героя, который планировал уничтожить предателя, но приход весны все изменил, поставил его в совершенно иное настроение и заставил задуматься о том, что любовь включает в себя еще терпение и умение прощать. И только Бог может быть судьей человека – это подчеркивается в последней строфе.
Вторая часть посвящена именно этому: человек как бы впитывает мудрость природы, получает от нее великий дар прощения и понимает замысел Божий.
Жанр
Произведение написано в жанре баллады. Автор, имитирующий жанр семейных песен о любви и предательстве, описывает типичную ситуацию и рассказывает реалистическую историю. Произведение содержит интригу, вмешательство потусторонних сил (сил природы) в развитие действия, что также указывает на его принадлежность к жанру баллады.
Для написания произведения поэт использовал четырехстопный ямб, близкий к песенной форме. А для того, чтобы оно имело окончательное сходство с народным творчеством, он отказался от рифмы.
Средства выразительности
Это произведение действительно богато множеством тропов, которые Некрасов использует и для передачи народных мотивов:
- Эпитет – “
весенний шум», «теплое солнце», «липа бледнолистная», «береза белая», «коса зеленая», «тростник», «клен высокий”.
- Персонификация –
«Ветер разносится игриво”.
- Сравнения – “
пыль бузины подобна облаку», «вишневые сады словно переливаются молоком”
.
В то же время средства выразительности очень просты – а откуда в полукрестьянской песне берутся сложные образы и обороты речи?
Особую роль в произведении играет припев. Он разделяет его части.
Комментирование закрыто