Анализ стихотворения Лермонтова «Завещание

Военная тема нашла место в романтических произведениях М.Ю. Лермонтов. Интересно оно трактовано в стихотворении «Завещание», которое поэт написал, находясь во второй ссылке на Кавказе. Этому учат в 8 классе. Приглашаем вас ознакомиться с кратким анализом «Воля» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – судьба солдата, его исповедь перед смертью.

Композиция — Стихотворение написано в форме обращения умирающего солдата к сослуживцу. Обращение можно разделить на части: просьба сообщить всем желающим о его смерти, просьбы относительно его родителей и соседа. Произведение состоит из четырех строф по восемь строк.

Жанр – сообщение.

Поэтический размер ямбов на разных стопах; в стихотворении используются перекрестные рифмы ABAB и связанные рифмы AABB.

Метонимия – «сердца пустого не жалей».

Эпитеты – «плохие врачи», «пустое сердце», «умер честно».

История создания

Стихотворение было написано, вероятно, в 1840 году, когда поэт принимал участие в военных действиях на Кавказе, примерно за год до своей смерти. Многие полагают, что Лермонтов предчувствовал свою смерть, и в строках чувствуется некая обреченность, покорность судьбе. На самом деле автобиографических черт в Завете немного.

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли; когда он писал стихотворение, его родителей уже не было в живых. Варвара Лопухина может скрываться под образом соседки, ведь именно к ней в юности поэт испытывал самые сильные чувства. Хотя исследователи признают, что образ героини собирательный.

Можно предположить, что основой для создания произведения послужила военная служба Лермонтова, на которой ему не раз приходилось видеть гибель своих сослуживцев.

Впервые работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1841 году.

Тема

В стихотворении раскрывается традиционная в литературе первой половины XIX века тема солдатской смерти. В центре произведения лирический герой, который в ожидании смерти обращается к своему земляку. Солдат знает, что жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу только близкому товарищу. Он подходит к нему с несколькими просьбами.

Он признается коллеге, что его судьба мало кого будет интересовать. Все еще надеясь, что найдутся неравнодушные люди, герой просит рассказать им о своей смерти. При этом он акцентирует внимание на деталях своей смерти: пуля прошила ему грудь, и бедные врачи не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за короля, но в этих словах есть ирония. Но он передает искреннее уважение своей Родине.

Лирический герой вспоминает своих родителей. Он не хочет их расстраивать, поэтому просит друга не говорить правду. А чтобы отец и мать не переживали, что от сына не будет вестей, они придумывают историю о прогулке.

Последняя строфа посвящена соседу. Заметно, что солдат до сих пор испытывает к ней чувства. Он с горечью вспоминает расставание и понимает, что любимая не спросит о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не значат.

Композиция

Смысловая и формальная композиция стихотворения проста. После ознакомительной выставки следует обращение умирающего солдата к своему сослуживцу, которое можно разделить на три части: просьба рассказать всем интересующимся о его смерти, запросы о его родителях и соседе. Произведение состоит из четырех строф, соответствующих содержанию.

Жанр

Жанр – послание, так как лирический герой обращается со своей исповедью к другу. Работа имеет философские и личные мотивы. Стихи написаны ямбическим размером. Автор использовал два типа рифм: перекрестную АВАВ и парную ААВВ. В тексте присутствуют только мужские рифмы.

Средства выразительности

В стихотворении мало художественных выразительных средств, что объясняется образной системой и особенностями изображаемой ситуации. Монолог лирического героя прост, но эта простота помогает читателю понять, что чувствует солдат.

Автор вплел в солдатское обращение метонимию: «не жалей пустого сердца», эпитет – «плохие врачи», «пустое сердце», «умер честно». Язык в стихотворении близок к бытовой речи, что вполне оправдано, ведь лирический герой – простой солдат.

Интонация играет важную роль в воссоздании эмоционального фона произведения. В каждой строфе есть многоточия, выражающие задумчивость и печаль героя. Эмоциональный накал наблюдается в последней октаве, когда солдат вспоминает своего соседа. В этом разделе стихотворения используется несколько многоточий и риторических восклицаний.

Грусть лирического героя передается и через аллитерацию. Во многих строках встречаются слова с шипящими и свистящими согласными «з», «с», «ж»: «признаюсь, действительно, мне было бы стыдно их огорчать».