Сергей Есенин с удивительной чуткостью описывал в своих стихах настроение природы и волшебство человеческих эмоций. Свободный стих поэта словно пропитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями истосковавшейся по свободе русской души одновременно. Он сравнил, переплел, оживил эти две бездонные темы. Краткий анализ «Пораженного синим огнём» поможет понять, как «поэтическому хулигану» удалось это сделать. По плану анализа стихотворения построить устный ответ на уроках литературы 9 уровня не составит труда.
Краткий анализ
Темы в стихотворении: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность в жизни.
Композиция: Произведение имеет «петлеобразный» вид и по композиционному построению напоминает исповедь.
Жанр: элегия.
Поэтический размер: трехстопный анапест.
Прозвища: «родные дали», «золотой пруд», «нежная поступь».
Анафора: «Как хулиган умеет любить; — «Как он умеет быть покорным».
Инверсия: «синий огонь».
Метафора: «Твои волосы цвета осени».
Повторы: «Впервые я пел о любви».
Сравнения: «Я был совершенно похож на заброшенный сад».
История создания
История создания стихотворения «Пронесся синий огонь» тесно связана с тем фактом, а точнее, с человеком, которому посвящено это живое лирическое исповедание.
23 августа Есенин вернулся из длительного путешествия с Айседорой Дункан по США. В то время поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольется в его жизнь и изменит ее к лучшему.
Духом этой перемены стала встреча поэта с актрисой Августой Миклашевской; «Голубой огонь пронесся» он написал после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало началом всего цикла «Любовь хулигана». Но актриса осталась равнодушна к Есенину и его текстам, посвященным ее красоте. Роман двух артистов продлился недолго и был почти платоническим.
Тема
Основной темой стихотворения смело можно назвать «любовь». Также в случае с «Голубой огонь пронесся» — это безответная любовь. Встречи с актрисой вызвали в бунтующей душе поэта бурю свежих эмоций, которых ему в то время очень не хватало. Сменив рядом с собой не одну женщину, Есенин рассказал о своей первой любви: «Впервые я пел о любви
».
Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать, что тема любви — единственная для этого произведения и цикла, который оно открывает, неверно.
Тема самоанализа также звучит громко и убедительно. Поэт рассказывает о себе и своем образе жизни не в самых лестных тонах: «У меня была страсть к женщинам и зельям»
. И в то же время он утверждает, что готов измениться и что он «Я перестал любить пить и танцевать»
. Лирический герой хочет покинуть прошлое и войти в новое будущее под руку с любимой: «Я навсегда забуду кабаки и перестану писать стихи…»
.
Композиция
Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признается, что все его прежние увлечения не были похожи на настоящую любовь. Только когда он испытал это волшебное чувство, он уже не нуждался в своем прежнем образе жизни и был готов радикально измениться ради любимой.
Работа цикличная, то есть в начале и в конце третья и четвертая строчки одинаковы:
«…Впервые я пел о любви,
Впервые отказываюсь устраивать скандал»
.
Тем самым поэт подчеркивает, что чувство, которое он испытывает, для него совершенно новое.
Жанр
Произведение «Разнесся синий огонь» написано в жанре элегии, с триметровым анапестом, рифма перекрестного характера. Элегиям свойственны философские, грустные размышления. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряженностью; они содержат заметные «внутренние восклицания», сделанные с использованием таких приемов, как повторы и анафоры.
Поэт подчеркивает душевную напряженность и напряженность героя посредством неблагозвучной рифмы: «сад — танец»
или «заброшенный — осень»
. Такие рифмы нарушают мелодию, подчеркивая хаотичность поэтического «пожара».
Средства выразительности
Эмоциональность стихотворения «Пронесся синий огонь» мастерски передана автором через богатство своих выразительных средств:
- Анафора:
«Я впервые пел…»
— подчеркнута новизна;«Я был всем…»
— основное внимание уделяется тому, чтобы оставить прошлое позади. - Эпитет:
«легкая фигура», «нежный шаг»
— подчеркнуть восхищение образом любимой женщины. - Метафоры:
«твои волосы цвета осени», «твои глаза — золотисто-коричневая лужа» —
любовь к осени поэт проецирует на любовь к женщине. - Инверсии:
«огненно-синий»
— перестановка слов подчеркивает акцент на внутреннем бунте лирического героя. - Повторы:
«…Впервые я спел о любви, впервые отказываюсь устраивать скандал»
— строки открывают исповедь героя и закрывают ее. - Сравнение:
«Я был как заброшенный сад»,
посредством сравнения поэт раскрывает свою прошлую жизнь, ту бренность, о которой он думал, когда встретил любовь.
Комментирование закрыто