Анализ стихотворения «Заблудившийся трамв» Гумилёва

Творчество Н. Гумилёва сложна для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством тому является стихотворение «Затерянный трамвай», в котором поэт описывает свое отношение к России во время и после революции. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким разбором «Пропавшего трамвая» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение вышло из-под пера поэта в 1919 году, а через два года вошло в сборник «Огненные столы».

Тема стихотверния – революционные события в России, воспоминания о событиях прошлого.

Композиция представляет собой стихотворение, написанное в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой упал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машинка. Формальное произведение состоит из 15 четверостиший.

Жанр – элегия.

Рихотворный размер – дольник, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «он потерял рассудок в бездне времени», «зоологический сад планет», «через мост летит рука всадника в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная порёчка», «пытливый глаз», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, поскольку был уверен, что на лжи невозможно построить новую страну. Он открыто заявлял, что Россия находится в руках варваров, нисколько не жалеющих о том, что создавалось веками. После революции вспыхнула гиданская война, что тоже не пахоту поэту в душе. Бунтовые события, вызванные Н. Гумилова неприятные ассоциации койтов воплотились в «Заблудишем трамвае». Работа была создана в 1919 году, а уже в 1821 году она была опубликована в сборнике «Огненные столбы ».

О том, как родилась идея потолка необычных стихов, я вспомнил. Одоевцева. Поэт рассказал ей, как поздно вечером он вернулся домой после веселой вечеринки. Вдруг он уведлял трамвай корой летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а затем показало будущее. После этого в его голове стали рождаться стихи. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлен результатами столь необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машенька.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Историческое ечебование поэт завуалировал примужить метафору, или сказать смысл онлайн нежно между строками.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символичен. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые раздаются в этот момент: карканье вороны, гром и звуки лютни. Такое сочетание неудивительно, поскольку символизирует хаос, царивший в начале XX века.

Лирический герой удивляется, как продается на поножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет повозку остановиться. Но остановить интенсивное движение невозможно. Трамвай отвез пассажиров на странную станцию, где продают мертвые головы. В этом эпизоде ​​автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как это делал он. Лирическому герою отрублена голова.

Далее герой замечает дом, где жила Машенька, его подруга. Теперь ее голос не слышен. И герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, так как слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «Подарок императрице». Исследователи считают, что под маской Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев высказывает смелую мысль, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Произведение заканчивается признанием в любви, обращенным к Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была широко распространена в литературе первой половины XX века, но произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на содержательные части: рассказ о том, как герой упал на ходовую часть трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формальное произведение состоит из 15 четверостиший.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, поскольку в нем представлены невёселье размышления автора о своей эпохе. Написано разностопным долником. Н. Гумилев использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует выразительные средства.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне время», «зоологический сад планеты», «за мостом летит на меня всадника лань в мобильном перчатче», эпиты – «огненная порочка», «пытливый глаз», «нищий старик», «серый вагон», «падренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».