Анализ стихотворения Маяковского «Юбилейный

Стихотворение Маяковского «Юбилей» действительно посвящено юбилею – но не его собственному, как можно было бы предположить, а пушкинскому. Краткий анализ «Юбилейного» покажет отношение футуриста к классической поэзии. Анализ можно использовать на уроке литературы в 8 этапов.

Краткий анализ

Тема стихотворения – поэзия, которая помогает человеку выражать чувства и говорить о красоте.

Композиция единодушна: поэт разговаривает с другим поэтом.

Жанр: лирическое стихотворение.

Поэтический размер – ударный стих.

Эпитеты – «болтающаяся свободно и безудержно», «легкомысленная головушка», «черная меланхолия”.

Метафоры – «у скромного львенка в щенке», «в шкуре ревности лежит медвежий коготь», «быстро раздуваются ободки жабр», «поэтический песок”.

Сравнение – «как вода», «как весна”.

История создания

В 1912 году, подписывая «Манифест футуристов», Маяковский писал: «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Оставьте Пушкина, Достоевского, Толстого и т д с парохода современности». Однако спустя 12 лет, в 1924 году, он говорит совсем иначе: накануне столетнего и четвертьвекового юбилея «солнца русской поэзии» он пишет «Юбилейное» равное положение с Александром Сергеевичем, по сравнению с содержанием манифеста, выглядит почтительным.

Тема

Основная тема стихотворения – поэзия, ее суть и смысл. Конечно, Владимир Владимирович не просто обсуждает ее со своим коллегой-поэтом – он делится своими переживаниями, рассказывает о своей жизни, указывает на прекрасную луну. Он признается тому, кто, вероятно, поймет его чувства.

Композиция

Маяковский создает композиционно цельный монолог: он перескакивает с темы на тему и все равно ведет разговор с Пушкиным вокруг главной мысли о необходимости классической поэзии, помогающей выразить эмоции.

Весь акцент в своем отношении к поэту он ставит в XIX веке, говорит о его искреннем сожалении: как жаль, что они не могут толком ходить под луной и говорить до утра обо всем на свете. А потому их надо разлучить: Владимир Владимирович ставит Александра Сергеевича на пьедестал и заканчивает монолог рассуждением о вечности: он считает, что эти двое обязательно останутся в народной памяти, и перечисляет еще нескольких поэтов, которые, по его мнению, этого заслуживают. При этом произведение завершается жизнеутверждающей плакатной фразой-манифестом о том, что Маяковский ненавидит вечность и обожает жизнь.

Жанр

«Юбилейное» написано в жанре лирической поэмы. Вступая в разговор с Пушкиным, он изливает ему душу, открыто рассказывает о своих переживаниях, высказывает свое мнение о литературных течениях и творчестве вообще.

Стихотворение написано ударным стихом: стихосложением, основанным на (примерном) равенстве числа ударений в строке.

Средства выразительности

Поскольку Владимир Владимирович обращается к классической поэзии, «Юбилейный» использует в основном классические образы. Это такие выражения, как:

  • Эпитет – «болтать свободно и безудержно», «бессмысленная головушка», «черная тоска”.
  • Метафоры – «в скромном львенке в щенке», «в шкуре ревности лежит медведь с когтями», «быстро раздуваются ободки жабр», «поэтический песок”.
  • Сравнение – «как вода», «как весна”.