Стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась жить просто, мудро» стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы. Она приготовилась стать матерью, превратилась из девочки в утонченную женщину – и все это отразила в поэтической форме. Краткий анализ «Я научилась жить просто, разумно» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 8 классе, покажет, как эта зрелая поэтесса видела мир, о чем мечтала и о чем молилась.
Краткий анализ
История создания – это стихотворение Ахматова написала, живя в имении, принадлежавшем ее мужу Николаю Гумилеву. Видимо, любитель путешествий, он только что отправился покорять мир, оставив жену присматривать за семейным очагом. Ее печаль из-за отсутствия взаимопонимания и разочарования в муже стала основой для этого произведения.
Тема – основная тема – это мысли героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному дому.
Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первый является началом, два следующих повествуют о жизни лирической героини, а третий подводит итог ее душевному состоянию. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.
Жанр: лирическое стихотворение.
Эпитеты — «ненужная тревога», «желто-красная рябина», «веселые стихи», «скоротечная жизнь», воздушный кот, «яркий огонь», «морская лесопилка”.
Метафоры – «изнуряющая тревога», «загорается огонь», «крик разрезает тишину”.
Инверсия — «и огонь ярко горит на башне лесопилки в озере“.
История создания
Когда это стихотворение было написано, у Ахматовой уже сложились довольно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом связана история его создания. Беглец уехал в очередное путешествие, оставив жену в своем имении в Слепневе. Анна была одинока, много гуляла и писала, среди стихотворений, написанных в 1912 году, было «Я научилась жить просто, мудро», вошедшее в вышедший в том же году сборник «Вечер». Поэтесса не скрывала, что глубоко разочаровалась в муже, но все же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку к Гумилеву у нее еще остались глубокие чувства.
Тема
Лирическая героиня этого произведения жаждет семейного очага – это основная тема. Она пытается успокоить свою тоску, считает, что в ней больше нет необходимости, старается отречься от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и обычной повседневной жизни. Но все же ей хотелось бы быть по-настоящему спокойной, и поэтому она говорит о покое как о чем-то, что действительно с ней происходит.
Композиция
Композиция этого стихотворения тройственна. В первой строфе она говорит о желании обрести покой как о уже свершившемся факте. Следующие две строфы – это описание тихой жизни, которую она проживает, гуляя и любуясь осенней природой, затем возвращаясь к теплому очагу и любящему коту.
Но конец стихотворения показывает ее неуверенность в своем обретенном покое: она как будто забыла свои прежние переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда любимый постучит в ее дверь, а предложение «Я думаю”
, употребленная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие еще неопределённо. Это основная идея произведения.
Произведение написано пятистопным ямбом с четкой рифмой, которая помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но довольно неустойчивом душевном настроении.
Жанр
Это лирическое стихотворение, описывающее чувства лирической героини, ее душевные метания и стремление обрести покой.
Средства выразительности
В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные выразительные средства, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие инструменты, как:
- Эпитет –
«ненужная тревога», «желто-красная икра», «веселые стихи», «скоростная жизнь», воздушный кот, «яркий костер», «морская лесопилка”
. - Метафоры –
«утомляет тревогу», «огонь зажжен», «крик разрезает тишину”
. - Инверсия – “
и огонь ярко горит на башне лесопилки у озера
“.
Комментирование закрыто