Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась жить просто, мудро

Стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась жить просто, мудро» стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы. Она приготовилась стать матерью, превратилась из девочки в утонченную женщину – и все это отразила в поэтической форме. Краткий анализ «Я научилась жить просто, разумно» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 8 классе, покажет, как эта зрелая поэтесса видела мир, о чем мечтала и о чем молилась.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение Ахматова написала, живя в имении, принадлежавшем ее мужу Николаю Гумилеву. Видимо, любитель путешествий, он только что отправился покорять мир, оставив жену присматривать за семейным очагом. Ее печаль из-за отсутствия взаимопонимания и разочарования в муже стала основой для этого произведения.

Тема – основная тема – это мысли героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному дому.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первый является началом, два следующих повествуют о жизни лирической героини, а третий подводит итог ее душевному состоянию. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр: лирическое стихотворение.

Эпитеты — «ненужная тревога», «желто-красная рябина», «веселые стихи», «скоротечная жизнь», воздушный кот, «яркий огонь», «морская лесопилка”.

Метафоры – «изнуряющая тревога», «загорается огонь», «крик разрезает тишину”.

Инверсия — «и огонь ярко горит на башне лесопилки в озере“.

История создания

Когда это стихотворение было написано, у Ахматовой уже сложились довольно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом связана история его создания. Беглец уехал в очередное путешествие, оставив жену в своем имении в Слепневе. Анна была одинока, много гуляла и писала, среди стихотворений, написанных в 1912 году, было «Я научилась жить просто, мудро», вошедшее в вышедший в том же году сборник «Вечер». Поэтесса не скрывала, что глубоко разочаровалась в муже, но все же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку к Гумилеву у нее еще остались глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения жаждет семейного очага – это основная тема. Она пытается успокоить свою тоску, считает, что в ней больше нет необходимости, старается отречься от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и обычной повседневной жизни. Но все же ей хотелось бы быть по-настоящему спокойной, и поэтому она говорит о покое как о чем-то, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стихотворения тройственна. В первой строфе она говорит о желании обрести покой как о уже свершившемся факте. Следующие две строфы – это описание тихой жизни, которую она проживает, гуляя и любуясь осенней природой, затем возвращаясь к теплому очагу и любящему коту.

Но конец стихотворения показывает ее неуверенность в своем обретенном покое: она как будто забыла свои прежние переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда любимый постучит в ее дверь, а предложение «Я думаю”, употребленная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие еще неопределённо. Это основная идея произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с четкой рифмой, которая помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но довольно неустойчивом душевном настроении.

Жанр

Это лирическое стихотворение, описывающее чувства лирической героини, ее душевные метания и стремление обрести покой.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные выразительные средства, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие инструменты, как:

  • Эпитет – «ненужная тревога», «желто-красная икра», «веселые стихи», «скоростная жизнь», воздушный кот, «яркий костер», «морская лесопилка”.
  • Метафоры – «утомляет тревогу», «огонь зажжен», «крик разрезает тишину”.
  • Инверсия – “и огонь ярко горит на башне лесопилки у озера“.