«Выхожу один на дорогу» — одно из последних стихотворений Лермонтова, который, словно предсказывая свою смерть, выразил все, что было у него на душе. Предложенный краткий анализ «Выхожу один в дорогу» по плану поможет вам понять глубину и смысл этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного предмета.
Краткий анализ
Тема стихотворения такова, что это произведение относится к философским текстам, речь идет об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.
Композиция прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы к пятой.
Жанр: лирическое стихотворение.
Поэтический размер – пятистопный хорей.
Эпитет – “кремневый путь”
, “холодный сон”
, “тихий голос
“.
Инверсия – “синее свечение
“.
Персонификация – “пустыня слушает Бога
“, “звезда разговаривает со звездой
“.
Оксюморон – “светлая печаль”.
История создания
Стихотворение Лермонтова «Выхожу один на дорогу» было написано в конце весны — начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погиб на дуэли, как и его кумир Пушкин. В нем, как и в других произведениях позднего периода, отчетливо видны все типичные черты лермонтовской поэзии. История его создания тесно связана с внутренними поисками поэта, желавшего обрести истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хочет засыпать “холодный могильный сон
«Лермонтов как будто чувствовал, что его ждет такая печальная участь.
Как и многие последние стихи поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки”.
Композиция
Лермонтов использует простейшую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой. В первой строфе, таким образом, присутствует мотив одиночества, тем более горький, что даже звезды могут разговаривать друг с другом, — эта мысль прямо выражена и подчеркнута во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, ищущего свободы и покоя, а четвертая и пятая поясняют, что имеется в виду: человек хочет соединиться с природой и уснуть чудесным, мирным сном под ее покровительством.
Стих написан пятистопным хореем. Перекрестная рифма. Окончательная ритмическая завершенность произведения обеспечивается чередованием мужских и женских рифм.
Тема
Это классический образец жанра философских текстов. Несмотря на то, что многие мысли выражены Лермонтовым с помощью природных образов, его нельзя отнести к пейзажной поэзии — все описания здесь необходимы, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь их прочувствовать лучше.
Центральной темой является одиночество, которое проходит через все творчество Лермонтова, остро ощущавшего, что его никто не понимает. При этом поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль о том, что, несмотря на усталость от людей, он все же хочет ощутить полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Он также, кажется, подводит итоги своей жизни, спрашивая себя, ждет ли он чего-то или, возможно, сожалеет о том, что произошло в прошлом.
Он хочет изменить свою жизнь, он ожидает мира и любви, он прославляет все существующее и даже не сожалеет о том плохом, что произошло за последние годы. При этом лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит о смерти с удивительным для человека его возраста спокойствием.
Жанр
Данное произведение представляет собой лирическое стихотворение. В нем отражены мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта в этом стихотворении максимально близки. Поэт тоже продолжит жить спокойно и счастливо – и каким-то образом это произошло, потому что душа Лермонтова осталась жива в его произведениях.
Средства выразительности
В этом сложном философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные способы выражения. Они могут показаться совсем простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, волновавшие поэта в момент написания. В стихотворении есть:
- эпитет – “
кремневый путь”
, “холодный сон”
, “тихий голос
“,«темный дуб”;
- инверсия – “
синее свечение
“; - олицетворение – “
пустыня слушает Бога
“, “звезда разговаривает со звездой
“; - оксюморон – “
светлая печаль”.
В качестве вспомогательного средства также будут выступать вопросительные предложения – “Чего я жду? Жалею ли я о чем-нибудь?
«и восклицание – “Я ищу свободу и покой! Мне бы хотелось забыться и уснуть!
Они придают стихотворению выразительность и подчеркивают эмоциональную окраску отдельных строф.
Комментирование закрыто