Стихотворение «Уже вечер. Роса…» Есенин написал ее еще подростком, но в ней уже в полной мере проявляется его талант. Краткий анализ «Уже вечер. Роса…» по замыслу раскроет перед учениками 9-го класса самый ранний этап творчества Есенина. Анализ можно использовать при подготовке урока литературы.

Краткий анализ

Тема – тема родной природы.

Композиция единодушна, это небольшой набросок, передающий ощущение лирического героя предстоящего вечера.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер — двудольный дольник.

Эпитет – «большой свет», «большие свечи», «сонный сторож», «мертвый шепот”.

Сравнение – «как печь зимой», «как большие свечи“.

История создания

Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто попытками сочинения. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что создал в молодости. Стихотворение «Уже вечер. Роза…» было одним из немногих исключений.

Оно было написано в 1910 году, когда автору было пятнадцать лет. Но уже в столь раннем творчестве прослеживаются черты, характерные для зрелой поэзии Есенина: глубина мысли и конкретность образов.

Это произведение написано в Константинове, но поэт описывает не только свою малую родину, но и деревню в целом. В то же время он романтизирует и идеализирует эту деревню; это показывает, что Есенин с самых ранних лет мог видеть красоту в самых обычных вещах, в реалиях крестьянской жизни. Формально считающийся представителем новых крестьянских поэтов, он видит мир по-крестьянски, но его видение глубже и поэтичнее.

Тема

Стихотворение посвящено его самобытной природе, с которой Есенин соединяет свою душу. Отсутствие динамичного сюжета и яркого эпитета не мешает ему показать ее во всей красе: в этом произведении природа по-своему прекрасна: она живая и потому близкая.

Композиция

Композиционно это произведение очень просто: оно состоит из четырех строф, описывающих те чувства, которые испытывает лирический герой, когда созерцает сельский пейзаж.

В первой строфе Есенин пишет о времени и месте действия, а также указывает, что лирический герой находится в спокойном и созерцательном настроении: он прислоняется к иве и наслаждается окружающим пейзажем.

Вторая строфа описывает окружающий мир – он видит луну, освещающую крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо подчеркнуть, что эта песня слышна где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он его еще не видел, но этот мир очень манит.

Третья строфа наполнена сравнениями: Есенин говорит о жаре (что также указывает на время года, так как в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя у растопленной печи зимой. Особенно поучительна вторая часть этой строфы, где отчетливо видны фольклорные мотивы: Есенин, не отличавшийся особой религиозностью, сравнивает березы со свечами.

Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все описанное им было живо, благодаря чему лирический герой не чувствовал одиночества, то мертвый загонщик сторожа представляет собой полную противоположность природе. Этот образ использован в стихотворении, чтобы подчеркнуть авторскую мысль.

Используя такой поэтический размер, как двухтактный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж и передает свои чувства так, что форма идеально соответствует содержанию.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с его изначальной натурой. Как известно, поэт считал, что природа – единственная совершенная вещь в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него еще в достаточно раннем возрасте.

Средства выразительности

Тексты Есенина раннего периода характеризуются простотой изложения мыслей. В начале становления своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении «Уже вечер. Роса…» используются следующие тропы:

  • Эпитет – «большой свет», «большие свечи», «сонный сторож», «шепот смерти”.
  • Сравнения – “как у печки зимой», «как большие свечи“.

С их помощью Есенин описывает тихий летний вечер и приятные чувства, охватившие лирического героя.