Анализ стихотворения Пастернака «Я во всем доберусь

Стихотворение «Я всего достигну» — одно из тех, которые автор посвятил глубоко волнувшей его теме: роли поэта в обществе. Краткий анализ «Я во всем доберусь» по плану поможет ученикам 7 класса понять суть идеи, которую Пастернак заложил в этом произведении. Анализ может использоваться как основной или дополнительный материал на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Оно было опубликовано после его смерти в посмертном сборнике «Когда прояснится» (1961).

Тема стихотворения – формула творчества, умения достигать совершенства в избранной деятельности и отсутствия пределов этому совершенству.

Композиция тройная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниям поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, а последние четыре — это садовая метафора и заключение.

Жанр – лирическое стихотворение (тип лирики – философский).

Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – «болезнь сердца», «дни минувшие», «живое чудо”.

Метафоры – «суть дней», «схватить нить судьбы», «разорвать поэзию всем трепетом вен», «дыхание роз», «игра и боль достигнутого триумфа – натянутая струна тугой лук”.

Сравнение – «стихотворение похоже на сад”.

История создания

Стихотворение «Я во всем доберусь» было написано в трудный для Пастернака период, когда все писатели ополчились против него и стали противниками. И вот в 1956 году поэт написал поэтическое размышление о судьбе творчества. Эта работа создана именно из размышлений о своем предназначении и сути своего творчества.

При жизни Пастернака оно ни разу не издавалось, а впервые предстало перед читателем в 1961 году в посмертном сборнике его стихов «Когда получится”.

Тема

Пастернак всегда много думал о творчестве и пытался вывести его формулу. И в этой работе он рассматривает составляющие своего творчества и говорит, что стремится к совершенству. И все же поэт не видит себя по-настоящему талантливым писателем, он считает, что ему есть к чему стремиться. И он продолжает работать над собой.

Композиция

Стихотворение состоит из десяти строф и разделено на три части.

Первая – это три строфы, раскрывающие душу поэта. В них он рассказывает о себе, о том, как живет и особенно как творит.

Вторая часть – следующие три строфы – посвящены страсти, вспыхивающей между людьми. Эта тема всегда была одной из важных в его творчестве, поэтому Пастернак отводит ей большое место в своей программной работе. Его лирический герой – философ, размышляющий о природе страсти и выделяющий тему любви как одну из важнейших в литературе.

Третья часть – заключительные строфы. Проводя сравнение творчества с возделыванием сада, поэт, по сути, описывает свои принципы создания поэзии. В последней строфе он подводит итог и говорит, что рожденное стихотворение — это и достижение, и тетива, из которой готовы вырваться новые поэтические строки.
Для раскрытия этой идеи поэт использовал свой любимый размер — ямб, в котором в правильном порядке чередуются двух- и четырехстопные стихи. Также чередуется рифма – мужская и женская. Благодаря созданному таким образом впечатлению воздушности кажется, что это произведение — всего лишь возвышенность мысли.

Жанр

Пастернак вообще отдавал предпочтение этому типу лирического, философского, а это философское произведение, написанное в жанре лирической поэмы. Мы видим мысли и чувства лирического героя, размышляем о природе творчества, его сущности и проблемах.

Средства выразительности

Поэзия Пастернака всегда была метафорична, и он не отказался от использования своего любимого тропа и в этот раз. Но есть в стихотворении и другие художественные средства:

  • Эпитет – «болезнь сердца», «дни минувшие», «живое чудо”.
  • Метафоры – «суть дня», «схватить нить судьбы», «разорвать поэзию всем трепетом вен», «дыхание роз», «игра и боли достигнутого триумфа — натянутая струна». Поклон”.
  • Сравнение – «стихотворение похоже на сад”.

Все произведения выражают самую суть идей поэта, наиболее ярко и в то же время легко передают читателю его душевное потрясение и показывают степень искренности.