Стихотворение Маяковского «Во весь голос», строго говоря, не имеет ничего подобного: поэт написал лишь вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ «Во весь голос» по плану поможет учащимся 11 класса понять, почему так считают литературоведы, а также лучше оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы данный анализ может использоваться как в качестве основного, так и дополнительного материала.
Краткий анализ
Тема стихотворения – творческое кредо автора и результаты двадцатилетней поэтической работы.
Состав единогласный; на протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль.
Жанр: лирическое стихотворение.
Размер стиха – тонический.
Эпитет — «старое, но грозное оружие», «стихи стоят свинцовым языком», «зияющие титулы”.
Метафоры – «поэзия – капризная женщина», «рой вопросов», «туберкулезный кашель», «горло собственной песни», «линия фронта”.
Сравнения — «каждый том Маркса мы открываем, как в собственном доме открываем ставни”.
История создания
Произведение было написано незадолго до самоубийства автора. Это был период, когда Маяковский готовился к специальной выставке, посвященной двадцатилетию его творчества. Но это, казалось бы, радостное время на самом деле оказалось для него мрачным: было много критики, многие коллеги и критики делали в его адрес резкие высказывания.
Видимо, это и породило у Владимира Владимировича желание обратиться непосредственно к читателю. Он задумал грандиозное произведение – стихотворение «Во весь голос», но написал лишь вступление. Он не мог и не хотел продолжать работу над произведением: стихотворение с подзаголовком «Первое знакомство с стихотворением» было закончено в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.
Произведение по традиции называют только стихотворением, но это весьма существенно.
Тема
В конце жизни (хотя неизвестно, планировал ли уже тогда поэт свое самоубийство) Маяковский еще раз обратился к важной для себя теме творчества — точнее, к его назначению и его месту в творческом процессе. Он выбирает трудный путь – говорить только правду о себе и времени, в котором живет. А говорит – резко и без излишней вежливости.
Композиция
В своем творчестве Владимир Владимирович выступает и как писатель, и как лирический герой. Он пропагандирует отказ от искусства как эстетического подхода, говорит о социальной составляющей поэзии, называет себя «каночником-водоносом», то есть, с одной стороны, дает людям то, что им нужно, с другой — с другой стороны, он часто имеет дело с самой уродливой стороной реальности.
Основная идея стихотворения – точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, здесь нет места красивости, это часть жизни, повседневности.
Поэт говорит, что именно поэзия замкнута в своем мещанстве, как цветы в хозяйском саду. Он создан просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права указывать людям, как им жить и что делать. Но его поэзия не такова, это оружие. А поэт – ее слуга-командир, произносящий слова на торжественном военном параде.
При этом он не ищет награды или признания; его армия может даже полностью погибнуть. Главное – победа, а именно гармоничное, здоровое и справедливое общество.
Жанр
Хотя «Во весь голос» несколько условно относится к стихотворному жанру, произведение тем не менее получилось весьма эпическим. В этом случае самое главное — масштаб мысли, которая хоть и воплощена в небольшом по сравнению с поэмой стихотворении, но не теряет своей силы и величия.
Используя тоническую систему стихосложения, Маяковский, как обычно, подчеркивает ритм и словесное ударение. Он подбирает слова, которые, по его мнению, лучше всего выражают мысль и позволяют ему выразить бунтарские настроения и живые чувства, охватывающие поэта.
Средства выразительности
Помимо неологизмов, характерных для его поэтических слов, Владимир Владимирович использует и знакомые художественные приемы и образы, делая их яркими и резкими. Итак, в работе используются:
- Эпитет –
«старое, но грозное оружие», «стихи — свинцовые языки», «зияющие титулы”
. - Метафоры –
«поэзия — капризная женщина», «рой вопросов», «туберкулезный кашель», «горло собственной песни», «очередь впереди”.
- Сравнения –
«Каждый том Маркса мы открывали так же, как открываем ставни в собственном доме”
.
Благодаря им стихотворение словно высечено в вечном граните, хранящем память о поэте Маяковском.
Комментирование закрыто