Анализ стихотворения Некрасова «Слушая ужасы войны

«Услышать ужас войны» – стихотворение Н. А. Некрасова, которое никогда не «стареет». Описаний боя нет, но психологические качества тыла поражают читателя. Школьники изучают его в 8 классе. Предлагаем вам узнать больше о стихотворении, используя краткий анализ «Услышав ужасы войны» по плану.

Краткий анализ

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по погибшему на войне сыну.

Композиция — Стихотворение Н. Некрасова условно можно разделить на две смысловые части: разговор о друге и жене героя, погибшего на войне, и о слезах матери. Текст произведения не разбит на строфы.

Жанр: элегия.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб; В стихотворении представлены все виды рифмы.

Метафоры – «она будет помнить до гроба» (о душе), «кровавое поле».

Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плачущая стрела».

Сравнения — «они не могут забыть своих детей.. так же, как плакучая ива не может поднять своих свисающих ветвей».

История создания

История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хотя сам Некрасов ее участником не был. Л. Н. Толстой был на службе. Молодой писатель, под впечатлением кровавых событий, написал «Севастопольские рассказы», ​​которые были опубликованы в 1855 году. Некоторые главы произведений Л. Толстого были прочитаны Некрасову еще до публикации. Истории, правдиво изображающие войну, произвели впечатление на поэта. Вскоре из-под его пера вышли стихотворения «Услышав ужасы войны».

Но не только этот факт привел к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Крестьян часто использовали в употреблении, и не все солдаты возвращались домой, ведь Россия в то время участвовала во многих кровопролитных сражениях. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1856 году в 2-х номерах журнала «Современник».

Тема

В произведении раскрывается военная тема, однако автор описывает не кровопролитные сражения, а закулисы сражений. В центре стихотворения несколько образов: героический солдат, его жена, друг и мать. О них говорит лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

В первых куплетах лирический герой признается, что, представляя себе ужасы кровавых событий, ему не жаль ни погибших на войне, ни их друзей, ни их жен, сколько ему жаль матерей мертвец. Свою позицию он аргументирует тем, что его друг и жена быстро забывают покойного. Лирический герой противопоставляет им «душу», которая сохранит память о солдате до самой смерти. Это душа матери.

Лирического героя глубоко трогают слезы матери, потому что они искренни. Таких слез вы больше не найдете в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых у них отняла война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте этой темы реализуется вечная тема – тема материнской любви. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем любовь матери.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и суть кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX и XX веков.

Композиция

Композиция стихотворения проста. Его условно можно разделить на две смысловые части: разговор о друге и жене героя, погибшего на войне, и о слезах матери. Текст произведения не разбит на строфы.

Поэтический размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифм: перекрестную АБАБ, парную ААВВ и окружную АББА.

Жанр

Жанр произведения — элегия, поскольку это грустные размышления на философские темы; лирический герой с горечью отзывается о друге и жене покойного, жалеет его мать.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты раскрытия темы и реализации идеи. Также с их помощью создается образ лирического героя, передаются его чувства и эмоции.

Доминирующими эпитетами в стихотворении являются: «Лицемерные поступки», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плачущая стрела». Метафоры придают выразительность чувствам и эмоциям: «Она запомнит это до гроба» (о душе), «кровавое поле». В последних строках использовано сравнение, позволяющее автору провести параллель между человеком и природой: «Они не могут забыть своих детей.. так же, как плакучая ива не может поднять своих свисающих ветвей».

В некоторых строфах эмоциональный фон создается с помощью аллитерации, например, горе подчеркивается словами с согласной «с»: «святые, искренние слезы».