Весна и связанные с ней преобразования всегда были любимой темой многих поэтов. Одним из самых ярких литературных произведений на «весеннюю» тему является стихотворение «Весна» Алексея Николаевича Плещеева. Предлагаем краткий анализ «Весны» по плану, с помощью которого вы сможете лучше понять произведение и подготовиться к уроку литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания — Стихотворение написано в 1872 году.

Тема стихотворения – весеннее обновление природы, а также человеческих чувств и мечтаний.

Композиция — Стихотворение состоит из трех частей: первая часть описывает первые признаки начала весны, вторая описывает радостные переживания, связанные с ее приходом, а третья описывает торжество единения природы и человека.

Жанр – Лирическая поэма.

Поэтический размер: четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «время злых вьюг и бурь», «небесная лазурь».

Эпитеты – «небесный», «беззаботный», «кольцевой».

Персонификации — «текут ручьи», «лес оденется в листья», «зима унесла».

Инверсия – «снег тает», «соловьи свистнут».

Сравнения — «стучится, как будто чего-то ждёт».

История создания

Произведение «Весна» было написано Алексеем Николаевичем в 1872 году. Тема весеннего пробуждения природы и ее преображения была близка многим русским поэтам. Не стал исключением и Плещеев, сумевший написать одно из самых красивых стихотворений, посвященных этому времени года.

Тема

Центральная тема – приход весны и те изменения, которые она несет с природой и людьми. Лирический герой не скрывает своей радости по поводу окончания лютой и беспощадной зимы.

Под первыми лучами весеннего солнца природа словно оживает: тает снег, деревья готовятся примерить свой зеленый наряд, птицы наслаждаются теплом. Но с весной просыпается не только природа: очищается и душа человека от накопившихся забот и проблем.

Даже простые фермеры, вынужденные долго и упорно трудиться, радуются приходу весны. Что уж говорить о птицах и детях, которые встречают долгожданное тепло звонкой песней и радостным смехом!

Основная идея произведения – ощущение счастья, которое каждому человеку приносит весна. С ее приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, забываются все печали и печали, уступая место радости и светлым мечтам.

Композиция

Работу можно условно разделить на три части. В первой части автор раскрывает всю красоту природы, которая просыпается после зимнего сна. Снег растает, ручьи потекут, еще немного – и деревья наденут свои зеленые украшения, а соловьи разразятся звонкими трелями. Весна только вступает в свои владения, но уже ясно, что злые вьюги и вьюги позади, впереди солнце, цветущие луга и пение птиц.

Во второй части лирический герой делится переживаниями, возникающими с приходом весны. В каждом человеке, будь то труженик или беззаботный ребенок, с приходом весны пробуждаются надежды и светлые мечты, чувство настоящей радости и счастья, ожидание чудесных перемен. Кажется, с зимой исчезли все проблемы и проблемы, и впереди ждет только безоблачное счастье.

В последней части произведения звучит радостная весть – «Весна!», знаменующая слияние природного и человеческого торжества.
Стих состоит из пяти четверостиший. Поэтический размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Жанр

Произведение написано в жанре лирической поэмы: ясно видны мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Чтобы придать стихотворению образность, лиризм и эмоциональную напряженность, поэт умело использует широкий спектр художественных выразительных средств.

Красочные прозвища («небесный», «зовущий», «беззаботный«) создают ощущение праздника, которое несет весна. Когда автор описывает пробуждающуюся природу, он использует персонификации («лес оденется в листья», «ручейки текут», «зима унесла«) и метафоры («небесная лазурь», «настало время злых вьюг и бурь»). Встречаются в произведении и инверсии («снег тает», «соловьи свистнут«) и сравнения («стучит, как будто чего-то ждет»).

Впечатление значительно усиливает контраст «злые метели» «голубое небо«и радостный возглас «Наш!».